Предполагается, что субвенция будет распределяться между бюджетом АРК, областными бюджетами, а также местными бюджетами Киева и Севастополя.
В этом году ее размер составляет 2,3 млрд грн, и распределяются эти средства между 692 бюджетами всех уровней, а общая протяженность коммунальных дорог в населенных пунктах составляет 259 тыс. км.
Как говорится в экспертных выводах Кабмина к законопроекту, в настоящее время практически ни одна из административно-территориальных единиц не имеет достаточных ресурсов для проведения работ капитального характера. Это, согласно аргументации правительства, приводит к нерациональному и неэффективному использованию средств и их распылению.
Новый подход позволит концентрировать финансы на областном уровне и более эффективно использовать субвенции, выделяемые на дороги. Впрочем, опрошенные «Капиталом» эксперты считают, что последствия от изменения порядка финансирования могут оказаться не такими позитивными.
Субвенция в одни руки
По словам губернатора Николаевской области Николая Круглова, сейчас строительство, ремонт и реконструкция дорог коммунальной собственности, помимо государственной субвенции, финансируется из местных бюджетов и фонда регионального развития, куда поступают средства от приватизации.
Кроме того, местные власти прибегают и к альтернативным источникам. Как отметил мэр Славутича Владимир Удовиченко, именно субвенция из госбюджета покрывает большую часть финансирования работ на коммунальных дорогах.
Вступление в силу этого документа по факту означает устранение городов республиканского и областного значения от распределения средств этой субвенции, уверен эксперт по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. Кроме того, законопроект не определяет механизма распределения субвенции для районных бюджетов и других бюджетов местного самоуправления.
«При такой системе только председатель областной госадминистрации будет решать, в каком населенном пункте и в каких объемах осуществлять работы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию улиц и дорог», — говорит Слобожан.
Проблема заключается также в том, что дороги коммунальной собственности не передаются на баланс обладминистраций и остаются в ведении местных властей. Если сейчас субвенция поступает напрямую из государственного в городские бюджеты, то после вступления в силу нового порядка мэры будут вынуждены постоянно просить средства на содержание и ремонт дорог у губернаторов, указывает эксперт.
Перетягивание ресурса
Сами губернаторы поддерживают решение правительства и в случае принятия закона обещают согласовывать решения по каждому участку дороги с представителями советов всех уровней — от городского до сельского.
«Исходя из предоставленных районами проектных документов, мы выберем самые важные участки. Посмотрим, сколько денег мы имеем, и распределим их. Это позволит реально что‑то отремонтировать или построить. Работы будут проводиться пропорционально, на равных условиях», — уверяет Николай Круглов.
По его словам, приоритет будет отдаваться тем дорогам коммунальной собственности, которые имеют стратегическое значение. Владимир Удовиченко, в свою очередь, прогнозирует, что если право распределять субвенцию будет передано областным чиновникам, деньги до малых городов и сел могут не дойти.
«Сейчас мы точно знаем, что средства, пусть даже небольшие, из Киева поступят на места. Потом местным администрациям придется стоять с протянутой рукой перед областными. Это огромная зависимость», — утверждает он.