Интернет-банкинг превращается в must have современного банковского клиента во всем мире. В развитых странах граждане отказываются ходить в отделения финучреждений без лишней надобности. Портал «Минфин» выяснил, как этой мировой тенденции следовали украинские потребители финуслуг в течение этого года.

Удвоились

Опрошенные «Минфином» банкиры разнятся в своих оценках прироста пользователей интернет-банкинга. У некоторых финучреждений прирост составил 20%, а у других — зашкалил за 100%. Правда, не стоит забывать, что в силу молодости сервиса, динамика у банков может отличаться: кто-то внедрил интернет-банкинг пять лет назад, кто-то год назад, и  база сравнения у всех разная.

Наиболее активными пользователями  интернет-банкинга являются клиенты банков в возрасте 23-37 лет, но при этом сейчас отмечается рост пользователей в возрасте 45+.«По сравнению с прошлым годом по нашему банку количество пользователей выросло на 27%, а по сравнению с 2011 годом — на 87%, — сообщил начальник отдела интернет-технологий ПУМБ Владимир Гугуев. — «На сегодняшний день у ПУМБ online 270 тыс. пользователей, совершающих более 500 тыс. операций в квартал».

В самом крупном финучреждении страны — Приватбанке — в сравнении с началом 2012 года количество пользователей интернет-банкинга Приват24 выросло на 130% с 4,2 млн. до почти 10 млн. человек.

Более мелкие банки, относительно недавно запустившие сервис, такую динамику демонстрируют и в годовом измерении. «За 2013 год количество клиентов, которые работают с банком дистанционно, увеличилось более чем в 2 раза», — отметил начальник управления инернет-банкинга Platinum Bank Александр Овчарук.

Базовый набор

Если раньше интернет-банкинг финучреждения позиционировали как дополнительную услугу, за которую клиентам приходилось платить, то сегодня онлайн-банкинг — это канал продаж, позволяющий снизить расходы банка на содержание сети отделений. Поэтому в большинстве финструктур подключиться к нему можно бесплатно, а абонплата за пользование сервисом отсутствует. Условия банков различаются лишь размером комиссий за те или иные операции.

Лояльные условия подключения, безусловно, стимулируют украинцев «уходить в сеть». Хотя пока большинству граждан нужен там всего лишь базовый функционал, который позволяет проводить самые простые операции — получать выписки по счетам, оплачивать коммунальные услуги и пополнять счет на мобильном телефоне.

«Из платежей у нас лидируют переводы между картами и платежи на депозитные счета. Немногим меньше — платежи на счета в других банках», — говорит начальник отдела онлайн-банкинга Укрсоцбанка Алексей Романенко. 
 

Немалым спросом, добавляет банкир, пользуются услуги по управлению картами: выпуск новых и перевыпуск действующих карт, срок действия которых подходит к концу; установка персональных ограничений на выполнение операций по карте; операции подключения дополнительных услуг, например sms-банкинг.

Отдельная категория пользователей интернет-банкинга — активные вкладчики. Они, как правило, подключены к этому сервису минимум в трех банках. Отслеживая изменение процентных ставок, такие вкладчики моментально переводят средства в финучреждение, предложившее более высокую доходность. Для этого используются интернет-банкинги с нулевыми или низкими комиссиями за перевод средств.

При этом за открытие депозита через интернет банкиры поощряют вкладчиков повышенной процентной ставкой. Она, как правило, минимум на 0,5% выше, чем у депозита, открытого в отделении. В отдельных случаях разница может исчисляться и несколькими процентами.

Функциональность манит

Уже очень скоро базовый функционал интернет-банкинга не будет устраивать украинцев. Банкиры прекрасно понимают это и спешат «начинить» свои сервисы новыми возможностями. Финучреждения договариваются о сотрудничестве с самыми разными поставщиками услуг, которые могут быть полезны для рядового гражданина. Помимо этого, системы интернет-банкинга активно адаптируются под управление с мобильного телефона.

«Мы работаем над реализацией возможности отправки и приема денежных переводов по системам денежных переводов Contact и Unistream. В следующем году мы также предложим клиентам обновленную версию StarMobile с возможностями Star24», — рассказала начальник департамента развития альтернативных каналов и поддержки продаж Укрсиббанка Наталья Кузьмич.

В ПУМБе, помимо работы над приложением для смартфонов на Android, сейчас заняты разработкой сервиса «Мои финансы», который будет доступен для пользователей ПУМБ online. «Этот инструмент позволяет пользователю анализировать свои операции со счетами за определенный период, планировать личный бюджет», — объясняет Владимир Гугуев.

Путем быстрого расширения функционала идет и Дельта Банк. «До конца 2013 года мы поставили цель внедрить все основные инструменты для управления своими счетами и сделками в системе myDelta, такие как — возможность управлять статусами карт, перевыпускать карты и заказывать дополнительные, самостоятельно управлять лимитами, создавать постоянно действующие распоряжения, — отметил Иван Юрченко, начальник управления развития электронных каналов продаж финчреждения.

Ольга Левкович