«Нам интересны предложения с земельным банком от 50 тыс. га, которые расположены в благоприятных климатических зонах. Выбор будет зависеть от предложений и ситуации на рынке», — объяснил он.
Сейчас HarvEas проводит оптимизацию земельного банка и закрывает сделку по продаже подразделения «Ильич-Агро Запорожье» (в его управлении находится 15 тыс. га) холдингу Genero Group, с которым, в свою очередь, ведет переговоры о продаже дочернего предприятия «Умань» с земельным банком 8 тыс. га в Черкасской области.
«Мы руководствовались несколькими мотивами. В случае с ДП «Запорожье» решение лежало в рамках стратегии по снижению климатических рисков и оптимизации банка земли в зоне рискованного земледелия; в случае с ДП «Умань» — это сравнительно небольшой земельный банк и отсутствие возможности его существенного расширения. Не менее важный фактор — интересное ценовое предложение от Genero Group», — пояснил «Капиталу» генеральный директор HarvEast.
По его утверждению, другие активы, в частности крымское подразделение, они продавать не собираются.
После продажи двух активов земельный банк агрохолдинга Ахметова и Новинского составит 197 тыс. га. Прошлый год компания закончила с чистым убытком $ 26 млн, нарастив его на 4 % по сравнению с 2011 г.
Количество переходит в качество
Агрохолдинги начинают структурировать свою деятельность и постепенно переходят к эффективному производству: избавляются от непрофильных активов и внедряют современные подходы точного земледелия, говорит руководитель отдела по работе с сельскохозяйственными предприятиями консалтинговой компании «Оттен Консалтинг» Оксана Кузюра.
Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Андрей Патиота отмечает, что для увеличения эффективности работы фермеры используют разные стратегии. «Часть агрохолдингов «привязана» к своим перерабатывающим активам, вокруг которых вынуждена формировать банк земли для минимизации транспортных издержек», — подтвердил он.
В качестве примера эксперт приводит агрохолдинги «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка, «Астарту» Виктора Иванчика, «Укрпроминвест» Алексея Порошенко, «Панду» Геннадия Бобова, Glencore Айвана Глайзенберга.
Другие игроки, такие как агрохолдинг «Мрия» Ивана Гуты, «Индустриальная молочная компания» Александра Петрова, «Сварог Вест Груп» Сергея и Александра Буряков и Андрея Гордийчука, «УкрАгроКом» Анатолия Кузьменко, сформированы на одной территории и не хотят рисковать и выходить за пределы «своей» зоны.
При этом, как отмечает эксперт, на украинском рынке есть несколько операторов, для которых месторасположение земли может и не быть главным аргументом, если актив можно выгодно купить. Это такие компании, как Kernel Андрея Веревского, UkrLandFarming Олега Бахматюка. «У них уже сформированы определенные кластеры практически во всех регионах страны и для них менее болезненно «присоединить» новый земельный массив к уже существующему кластеру», — полагает Андрей Патиота.
Предложение есть
Крупное хозяйство с хорошо развитой инфраструктурой может стоить около $ 1 тыс. за гектар, говорит руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.
По мнению аналитика инвестиционной компании Eavex Capital Ивана Дзвинки, наиболее интересным для HarvEast будет донецкий и центральные регионы Украины. Скорее всего, агрохолдинг выйдет в новый регион, предполагает Андрей Патиота.
«После продажи двух отдельных земельных кластеров у компании весь земельный банк будет сосредоточен в Донецкой области, не считая отдельного подразделения в Крыму. Поэтому компания заинтересована зайти в новый регион сразу с большим банком земли, — поясняет эксперт и добавляет, что не исключает и локальный вариант: — Компания может пойти по пути расширения бизнеса в юго-восточном регионе, снижая логистические издержки».
В этом регионе работает несколько крупных агрохолдингов, чей земельный банк составляет около 50 тыс. га: это «Донецксталь», «Агрофирма «Шахтер» и «Бета-Агро-Инвест».