По его словам, сегодня с «Эльдорадо» хотят работать многие банки, поэтому нужен посредник, чтобы покупатели могли сориентироваться в банковских продуктах.
«С помощью услуги кредитного брокера наш клиент получит возможность направить заявку на потребительский кредит в несколько банков и выбрать наилучшее предложение», — объяснил бизнесмен.
Посредник для банков
Идея кредитного брокера в торговых сетях не нова. Такой посредник с начала лета работает и в сети «Фокстрот». Сети «Эльдорадо» и «Фокстрот» имеют идентичный список банков-партнеров. В частности, обе сети работают с УкрС иббанком.
«Брокер экономит банку расходы на организацию работы в торговых сетях, содержание персонала», — сообщил заместитель предправления УкрСиббанка Константин Ленжин. Учитывая, что размер выдаваемого потребкредита небольшой, затраты на его продажу для банка одни из самых высоких.
Создание кредитного брокера может быть связано с желанием торговой сети минимизировать налогообложение комиссионных, которые платят банки.
«Торговые сети не могут напрямую оказывать финансовые услуги. А другие услуги, например консалтинговые, облагаются НДС. А кредитная комиссия финансовых посредников налогом на добавленную стоимость по закону не облагается», — объясняет первый зампредправления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Но для большинства банков появление посредника — кредитного брокера — может быть невыгодным. «С ростом конкуренции в сегменте потребкредитования сети хотят заработать на банках», — объясняет появление посредников зампредседателя совета директоров Дельта Банка Евгений Плотница.
По оценкам аналитиков, магазины быттехники и электроники платили банкам до 20 % комиссионных от процентного дохода банков. С появлением кредитных брокеров сети не только перестанут платить, но и начнут зарабатывать от 1 до 10 % от суммы выданных кредитов. В итоге доход банков снизится.
4 млрд грн составила в 2012 г. выручка сети «Эльдорадо»«Если условно банк получает 50 % годовых от портфеля потребкредитов, то за вычетом расходов и рисков маржа сейчас составляет 3‑4 %. А будет еще меньше, — говорит Евгений Плотница. — Уже сейчас можно сказать, что канал продаж через брокера рассматривается как неперспективный, прослеживается токсичность».
Перспектива синергии
Создание собственных финансовых компаний, по словам Виктора Полищука, связано с необходимостью расширения перечня продуктов для клиентов розничной сети. Построение торгово-финансовой группы поможет ее владельцу оптимизировать затраты, но эффективность таких финансовых компаний вряд ли будет высокой, считает Евгений Плотница. Им будет сложно конкурировать с теми банками и страховщиками, которые специализируются на кредитовании и страховании клиентов торговых сетей.