Информацию об этом на своем официальном сайте «РС ФЖТ» разместил в конце прошлой недели.
Учреждение приостановило действие сертификатов, которые были выданы с 25 июня 2011 по 30 января 2013 г., на вагоны для перевозки цемента, зерна, сыпучих грузов, глинозема и алюминия, а также на вагоны-платформы.
«РС ФЖТ» в сообщении не объясняет причину остановки действия сертификатов, а получить комментарий от представителей регистра не удалось.
Не в первый раз
Российский регистр не впервые ограничивает действие сертификатов для украинских производителей, что приводит к проблемам со сбытом украинской продукции на российском рынке.
По словам эксперта компании «ЦТС-Консалтинг» Дмитрия Ягелло, по заявкам Российской железной дороги (РЖД), регистр в сентябре 2011 г., а также в феврале и декабре 2012 г. приостанавливал действие сертификатов на продукцию Кременчугского сталелитейного завода (КСЗ), которая используется в производстве грузовых вагонов.
Тогда свои решения регистр принимал после обращения РЖД, которая заявила, что из‑за поломок комплектующих производства Кременчугского завода произошло несколько аварий с грузовыми вагонами. Остановка КСЗ едва не привела и к остановке производства вагонов на КВСЗ, которому стало не хватать литья, которое он закупает на Кременчугском сталелитейном заводе.
В 2012 г. регистр также приостанавливал действие сертификата на железнодорожные цистерны производства украинского «Азовмаша».
В августе этого года Ространснадзор запретил эксплуатацию почти трех сотен вагонов производства Крюковского вагоностроительного завода, заявив, что они были укомплектованы некачественными запчастями, что привело к аварии.
Решение регистра о приостановке 13 сертификатов было принято через две недели после заявления генерального директора «Уралвагонзавода» (УВЗ) Олега Сиенко, который призвал российские власти действовать резче в вопросе ограничения импорта продукции украинских вагоностроителей, обвинив их в демпинге. По его данным, в 2012 г. в Россию из Украины было поставлено 40 тыс. вагонов, а в первом полугодии этого года — еще 20 тыс. единиц.
Олег Сиенко тогда заявил, что российское правительство разрабатывает меры по регулированию своего рынка. До этого генеральный директор «Русской корпорации транспортного машиностроения» Павел Овчинников предлагал установить квоты на поставки в Россию грузовых вагонов украинских производителей.
Стоп завод
По словам старшего аналитика инвесткомпании «Арт Капитал» Алексея Андрейченко, приостановленные 13 сертификатов покрывали абсолютно все грузовые вагоны производства КВСЗ:
«Это плохой сигнал для Крюковского завода, потому что он влияет полностью на все поставки в Россию. Соответственно, завод будет вынужден сократить производство. Завод планировал до конца года производить ежемесячно около 300 вагонов. Теперь, возможно, даже эти планы КВСЗ не сможет выполнить».
В конце августа руководство Крюковского завода заявляло о корректировке годового плана производства почти вдвое в сторону снижения — до 6 тыс. вагонов. Это объяснялось тем, что производители насытили рынок и спрос на продукцию упал. Завод также был вынужден перейти на трехдневную рабочую неделю.
Алексей Андрейченко пояснил, что КВСЗ поставлял на российский рынок 90‑95 % своей продукции, поэтому после решения регистра предприятие может остановиться на несколько месяцев.
Дмитрий Ягелло напомнил, что для возобновления действий сертификатов КСЗ потребовалось несколько месяцев. Он добавил, что для России остановка действия сертификатов на украинские вагоны или их комплектующие — это способ защиты внутреннего рынка.