До конца года российская госкорпорация ВЭБ готова выкупить инфраструктурные облигации «Газпрома» на 30 млрд руб. (порядка $930 млн), такое решение наблюдательный совет госкорпорации принял в середине сентября, сообщил директор департамента доверительного управления ВЭБ Александр Попов. «Газпром» предложил ВЭБ купить облигации на 100 млрд руб. в середине июля. Деньги нужны на строительство газотранспортной системы (ГТС) «Южный газовый коридор» для подачи газа в будущий газопровод South Stream. Общая стоимость системы оценивается в 509 млрд руб. ($15,7 млрд), из них в этом году планировалось вложить 82 млрд руб. ($2,5 млрд).

Получить деньги от ВЭБ в полном объеме «Газпрому», скорее всего, не удастся. «Мы полагаем, что ни в 2014, ни в 2015 году свободных средств на покупку облигаций уже не будет»,— сказал Александр Попов. В «Газпроме» говорят, что возможность привлечь льготные деньги у ВЭБ — лишь «удобная опция», но при ее отсутствии «будет другое финансирование». Но привлечь на рынке деньги по условиям инфраструктурных облигаций «Газпрому» не удастся, речь может идти лишь о выпуске бумаг на 5-10 лет со ставкой 7-8%, считает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

Инфраструктурные облигации позволяют получить средства на 30-35 лет со ставкой в размере инфляции (прогноз на 2014 год — 4,8-5%) плюс 1%. Деньги инвестируются из пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБ. Этим инструментом уже пользуются ОАО РЖД и ФСК, привлечь пенсионные деньги хотят и другие компании. Для инфраструктурных монополий сейчас это наиболее актуально, так как правительство решило в следующем году заморозить их тарифы, а в 2015-2016 годах индексировать на уровне инфляции. В связи с этим «Газпром» в 2014 году прогнозирует снижение капзатрат на 52 млрд руб. ($1,6 млрд), до 724 млрд руб. ($22,4 млрд), а в последующие два года еще на 355 млрд руб. ($10,9 млрд), до 1,62 трлн руб. ($50 млрд). Именно на эти годы запланированы основные инвестиции в «Южный газовый коридор», ввод которого намечен на 2017 год.

South Stream — политический проект, потребности в его мощностях у «Газпрома» нет, и пока задача газопровода — давление на Украину, считает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Поэтому, отмечает он, спешить с проектом смысла нет, особенно в отсутствие договоренностей о регулировании трубопровода на территории ЕС. Кроме того, по мнению эксперта, необязательно строить газопровод сразу на четыре нитки, можно и на две, постепенно сокращая транзит через Украину.

Проект «Южный газовый коридор» включает два газопровода до компрессорной станции (КС) «Русская» (начало South Stream) в Анапе: от КС «Починки» в Нижегородской области и от КС «Писаревка» в Воронежской области. При этом от КС «Писаревка» также начинается транзитный трубопровод через Украину. К «Писаревке» газ подается по газопроводу Уренгой—Новопсков. Но этот газопровод необходимо расширять, чтобы при сохранении украинского транзита была заполнена и новая труба Писаревка—Анапа. Между тем «Газпром» уже отменил ряд тендеров по выбору поставщиков оборудования для расширения газопровода Уренгой—Новопсков и одновременно объявил компанию «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга победителем тендера на строительство одного из участков Писаревка—Анапа. То есть, подтверждает глава East European GasAnalysis Михаил Корчемкин, «Газпром» откладывает инвестиции по тем объемам инфраструктуры, которые допускают сохранение транзита российского газа через Украину.

Член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский отмечает, что в условиях снижения цен на газ в странах Евросоюза российская монополия будет вынуждена экономить на лишенных экономического смысла проектах обходных газопроводов. «Это играет на руку Украине — в этих условиях нам проще договориться о пересмотре цен на газ для страны в обмен на создание трехстороннего газотранспортного консорциума, который бы управлял украинской ГТС»,— отмечает глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.