Часть критериев хорошо известна — компаниям нужно будет обосновывать ценообразование во всех операциях со связанными лицами, суммарный объем которых за год превысит 50 млн гривен. Но еще часть — только прорабатывается. Кабмин должен составить список стран, операции с которыми будут проверяться в любом случае — есть ли формальная связь между их контрагентом и украинской компанией или нет.
В списке — более 90 государств и территорий, сообщил вчера на заседании Общественного совета Миндоходов начальник управления методологии налога на прибыль предприятий МДС Алексей Задорожный. Это юрисдикции, в которых ставка налога на прибыль на 5% меньше, чем в Украине. Сейчас проект постановления правительства, содержащий список, находится на согласовании в секретариате Кабмина.
Список (есть в распоряжении Forbes) мог быть короче. В первой версии проекта закона о ТЦО контролировать предлагалось лишь те страны и территории, где налог на прибыль меньше на 5 процентных пунктов (п.п.), а не на 5%. Налог на прибыль в Украине сегодня — 19%, то есть под контроль попадали бы операции с государствами, где налог на прибыль ниже 14%. Но в финальной версии документа вместо «п.п.» поставили знак «%». И теперь под контролем — страны, в которых ставка налога на прибыль ниже 18,05%.
«Это — исключительно фискальная трактовка закона», — говорит топ-менеджер крупной телекоммуникационной компании, попросивший на него не ссылаться из-за политической чувствительности вопроса. В итоге перечень стран, подпадающих под контроль, расширился где-то на 20 позиций — с около 70 до 92.
Кто в списке? Во-первых, все юрисдикции, официально признанные Украиной офшорами. Во-вторых, большинство стран и территорий, имеющих славу низконалоговых юрисдикций — от Кипра до Люксембурга и Лихтенштейна.
В первой версии проекта закона о ТЦО контролировать предлагалось лишь те юрисдикции, где налог на прибыль меньше на 5 процентных пунктов (п.п.), а не 5%. Налог на прибыль в Украине сегодня — 19%, то есть под контроль попадали бы операции со странами, где налог на прибыль — ниже 14%Кроме того, в нем — большинство соседей Украины: от Молдовы и Беларуси до Венгрии, Грузии и Румынии. Повод подозревать некоторые из них в том, что украинский бизнес использует их компании для уклонения от налогов, действительно, есть. Согласно справочнику 2013 Worldwide Corporate Tax Guide, который готовит аудиторская компания EY, ставка налога на прибыль в Болгарии — 10%, в Молдове — 12%, Латвии и Литве — 15%.Украинский бизнес не спорит с тем, что контроль над ТЦО нужен, сказал вчера на заседании общественного совета глава Совета предпринимателей при Кабмине Леонид Козаченко. Но появление отдельных государств собеседники Forbes восприняли с удивлением.
«Это смешно, считать, что кто-то будет выводить средства через Беларусь. Да, ставка налога там немного ниже (18%), но никто не станет инвестировать в страну, где высока угроза национализации», — подчеркивает топ-менеджер крупной металлургической компании. По той же причине вызывает непонимание присутствие в списке почти всех среднеазиатских стран (кроме Казахстана) и Катара. «Одно из ключевых условий создания компании в Катаре — чтобы контрольный пакет принадлежал его гражданам. На таких условиях «прокладки» для ухода от налогов никто не создает», — объясняет собеседник.
Некоторые страны были включены в перечень, даже несмотря на более высокую ставку налога на прибыль, чем 18,05%. Хороший пример — Мальта, фигурирующая в списке. По законодательству, налог на прибыль в ней — 30%, констатирует советник МЮФ Integrites Ярослав Абрамов. Но с учетом всех исключений и льгот эффективная ставка налога — 5%, что делает Мальту очень интересной для структурирования сделок, добавляет он.
С другой стороны, в списке можно найти Германию. И это также вызывает вопросы. Согласно Worldwide Corporate Tax Guide, налог на прибыль в ней — 15%, но еще 5,5% — солидарный сбор. «В этой стране — самый жесткий контроль за налоговой и финансовой отчетностью бизнеса. С точки зрения налогового регулирования на нее равняются все страны ЕС, — рассказывает Абрамов. — Более того, Германия очень дорожит своей репутацией, и включать ее, особенно накануне саммита Украина — ЕС в Вильнюсе, просто некорректно».
Еще один спорный с точки зрения бизнеса фигурант — Швейцария. «Налог на прибыль в Женеве — 33%, но в кантоне Цуг эффективная ставка налога — лишь 7%», — отмечает Абрамов. Подготовленный Миндоходов перечень стран предполагает, что под контроль подпадут не отдельные кантоны, а вся Швейцария.
Ниже порога в 18,05% — ряд регионов России. Но РФ в списке стран, операции с которыми будут проверяться в любом случае, не присутствуетНиже порога в 18,05% и ряд регионов России. Но в документе, поданном на согласование в Секретариат Кабинета министров, РФ в списке стран не присутствовала.
В конце августа на одном из заседаний в Миндоходов бизнес обратился к чиновникам с просьбой изменить закон так, чтобы речь шла все же о процентных пунктах, а не процентах — и под контроль попадало меньшее количество юрисдикций, говорит Абрамов. Сделать это можно лишь путем изменения законодательства, объяснил вчера Задорожный тот факт, что к бизнесу не прислушались.
В результате тут же, на заседании, Украинский союз промышленников и предпринимателей обратился к Совету предпринимателей при Кабмине с просьбой разработать законопроект, который внесет необходимые изменения в правила трансфертного ценообразования.
Еще один шанс на сокращение списка стран появится с января 2014 года, когда ставка налога на прибыль в Украине, согласно Налоговому кодексу, должна снизиться до 16%. То есть тогда из «черного» списка должны выпасть юрисдикции, в которых ставка налога выше 15,2%.
Но в проекте бюджета Украины на 2014 год, который Кабмин 16 сентября передал в парламент, Минфин предложил отложить снижение ставки налога на прибыль.
Дарья Марчак