Сообщается, что заявка была подана еще в июле текущего года, однако сведения о ней появились лишь в сентябре. Как стало известно, в патенте сказано, что дополнительный запас хода обеспечивается за счет применения двух различных типов аккумуляторов: основного литий-ионного (аналогичного тем, что уже используются в автомобилях Tesla) и дополнительного металл-воздушного. В заявке при этом не сообщается, какие именно металл-воздушные аккумуляторы предполагается использовать. В подобных электрохимических элементах питания, где катод выполнен в виде воздушного электрода (пористой металлической пластины), в качестве анодного материала обычно применяются литий, алюминий или цинк.

Отметим, что использование металл-воздушных элементов позволяет увеличить запас хода электромобиля, поскольку их энергетическая плотность в разы превышает показатели как традиционных литий-ионных аккумуляторов, так и бензиновых двигателей. В данном случае речь идет о количестве энергии, которую может выработать тот или иной источник, в пересчете на массу. Для бензина этот показатель составляет около 1,7 киловатт-часа (переданной колесам энергии) на килограмм, а для литий-воздушных элементов плотность энергии может теоретически достигать 12 киловатт-часов на килограмм. Вместе с тем, в патентной заявке не указано, какие энергетические показатели будут достигнуты при использовании разработки. При этом сообщается, что металл-воздушный элемент будет использован только в особых режимах для подзарядки основного аккумулятора. Это связано с тем, что каждый цикл перезаряда металл-воздушного элемента значительно сокращает его ресурс.

Металл-воздушные аккумуляторы в электромобилях ранее применялись только для демонстрации преимуществ их емкости, но не в качестве практической реализации технологии. В настоящее время разработкой таких элементов занимается корпорация IBM, которая поставила задачу создать литий-воздушный аккумулятор размером с бензобак и обеспечивающий запас хода в 800 километров. Внедрение новых технологических решений для развития электромобилей, как показало опубликованное в августе исследование, опережает по скорости развитие как гибридных автомобилей, так и машин с двигателем внутреннего сгорания. В частности, стоимость аккумуляторов за четыре года упала вдвое, как и вес электрохимических элементов. Кроме вышесказанного обратим внимание на финансовые результаты Tesla Motors.

Так, в конце августа текущего года СМИ сообщали, что капитализация американской автомобильной компании достигла $20 млрд на фоне оптимизма инвесторов, связанного с позитивными новостями о росте продаж автомобилей и расширении деятельности компании на рынки Европы и Китая. Обратим внимание, что в этом году Tesla планирует поставить 21 тыс. автомобилей седана Model S и удвоить это число в 2014 году.

Гендиректор компании Элон Маск констатирует, что спрос на флагманский электрокар, ценник на который начинается от $70 тыс., настолько высок, что компания едва-едва успевает удовлетворять его. Добавим, что Алан Баум, независимый аналитик компании Baum & Associates из Мичигана назвал Tesla Motors «Apple в автоиндустрии». По го словам, компании удалось скрестить автомобильную и технологическую составляющие в единый первоклассный товар.

Справка

Tesla Motors — американская автомобильная компания-стартап из Кремниевой долины, ориентированная на производство электромобилей. Названа в честь всемирно известного электротехника и физика Николы Теслы. Среди инвесторов компании — основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, один из основателей платежной системы PayPal Элон Маск и Джефри Сколл, основатель и президент компании eBay.