Пресс-служба «Укрзалізниці» заявила, что перевозка зерна — вопрос сезонный, и ее интенсивность зависит от многих факторов — правительственных ограничений, цен на мировых рынках и т. п. «Укрзалізниця» как перевозчик выполняет планы зернотрейдеров, заявленные к перевозке.
«Какие объемы подавать, когда и от чего это зависит — решать владельцу груза», — уточнили в компании. Представитель пресс-службы монополиста отметил, что в «Укрзалізниці» рассчитывают выйти на уровень перевозок зерна, аналогичный прошлому году. «Соответственно, снижения доходов у компании не будет», — заключил он.
Причины сокращения
Аналитики выделяют несколько основных причин сокращения перевозок по железной дороге. Аналитик зернового рынка информационного агентства «АПК-Информ» Андрей Купченко отметил, что одна из причин сокращения перевозок — это износ зерновозов, которые постоянно выбывают из оборота.
«Есть три варианта перевозки зерна: железная дорога, автотранспорт и река. Но по реке возит только «Нибулон», а некоторые зернотрейдеры частично переориентировались на автотранспорт», — отметил аналитик.
По его подсчетам, в прошлом году машинами перевозилось 30 % всего объема зерна. «В 2013 г. это показатель вырос до 40 %», — уточнил Купченко.
Он добавил, что автотранспорт задействован в перевозках на расстояния не более 300 км. «Дальше возить нецелесообразно, потому как стоимость перевозок автомобилями на большие расстояния значительно превышает стоимость перевозок по железной дороге», — добавил эксперт.
Аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят называет еще одну причину сокращения перевозок по железной дороге. По его словам, на ситуацию повлиял разный объем переходящих остатков зерна на 1 января 2012 и 2013 годов.
«Общие остатки зерна в начале 2012 г. составляли 25,6 млн т, тогда как в начале 2013 г. объем зерна был 17,8 млн т», — рассказал эксперт.
Цены не внушают надежд
Сейчас закупочные цены на зерновые и масличные культуры на экспортных рынках снизились почти на треть по сравнению с прошлым годом. Средний процент падения цены на зерновые культуры составляет 29 %, для масличных культур — 26 %.
Однако в гривневом эквиваленте больше удешевились именно масличные культуры: на 1183,3 грн за т относительно прошлого года для масличных и на 553,9 грн за т — для зерновых.
По словам Андрея Купченко, если цены не стабилизируются, то продавать зерно никто не будет, соответственно, не будет и потребности в его перевозке.
Он уточнил, что пик активной уборки и накопления пшеницы приходится на август, а кукурузы — на октябрь. «То есть если в ближайший месяц не будет пиковых объемов перевозок, то показатели перевозки зерна по железной дороге вряд ли достигнут уровня прошлого года», — отметил он.
В этом году Министерство аграрной политики и продовольствия прогнозирует урожай зерна на уровне 57,1 млн т — это исторический максимум, он на 0,4 млн т превышает предыдущий рекорд 2011‑го. По сравнению с прошлым сезоном будет собрано на 24 % больше зерновых.