Вчера глава минфина РФ Антон Силуанов заявил, что в госбюджет 2014-2016 годом будет включено 383 млрд руб. ($11,8 млрд) от уплаты утилизационного сбора российскими автопроизводителями. Из них 118,9 млрд руб. государство должно получить уже в 2014 году, еще 127,4 млрд руб.— в 2015 году, 136,6 млрд руб.— в 2016 году.
Напомним, импортеры автомобилей уплачивают аналогичный сбор в России с 1 сентября 2012 года. По оценкам источников, бюджетные поступления от этого сбора составляют 40-55 млрд руб. в год. Однако взимание утилизационного сбора исключительно с импортеров уже вызвало протесты других членов ВТО, в первую очередь ЕС. Летом ЕС начал процедуру консультаций в рамках ВТО о несоответствии сбора нормам организации. В качестве третьей стороны к этому спору присоединилась и Украина. Напомним, сбор на импортные автомобили был введен после официального присоединения России к ВТО и официально объясняется «защитой экологии» и необходимостью создания «развитой сети утилизации автомобилей». При этом ставки сбора полностью компенсируют снижение пошлин на автомобили после присоединения России к ВТО.
В конце мая правительство внесло в госдуму РФ законопроект, который обязывает отечественные автозаводы платить сбор. Планировалось, что он вступит в силу с 1июля, но пока он даже не был рассмотрен в первом чтении. Вчера первый зампред комитета госдумы по промышленности Владимир Гутенев сообщил, что законопроект планируется рассмотреть в первом чтении «на этой неделе», а принят он может быть «до конца октября». Источники, знакомые c ситуацией, говорят, что скорее всего «закон вступит в силу с января следующего года». По словам собеседников, «после уравнения условий сбора спор с ВТО должен быть исчерпан».
Впрочем, дискриминация окончательно не исчезнет — российские власти рассчитывают возмещать уплаченный сбор автопроизводителям, работающим в стране в режиме промсборки (то есть практически все крупные российские автозаводы). По словам господина Силуанова, эти доходы в виде субсидий будут направлены на поддержку моногородов, «отраслей гражданской промышленности» и обеспечение занятости. Конкретный механизм компенсаций до сих пор не разработан. Источники говорят, что скорее всего это будут «промышленные субсидии». «Однако как именно будут отражены эти выплаты в бюджете, пока неясно, консультации на этот счет в правительстве продолжаются»,— говорит один из собеседников. Источники отмечают, что компенсации необходимо «так отразить в бюджете», чтобы они «не вызвали новых вопросов у других членов ВТО». «Поэтому косвенная поддержка моногородов, например тех, где находятся автозаводы,— логична»,— считает один из собеседников.
Однако вчерашние слова господина Силуанова вызвали опасения участников рынка, поскольку они могут «спровоцировать ВТО на новый спор». «Члены организации теперь могут заявить, что сбор расходуется нецелевым образом на экологию и является не согласованным с ВТО фискальным сбором»,— подчеркивает один из собеседников. Он добавляет, что у других членов ВТО «давно есть вопросы к объему доходов от сбора», которые «превышают необходимые затраты на создание сети утилизации». По словам профессора НИУ ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, «у других членов ВТО, конечно, могут вызвать вопросы направления расходования сбора, но они однозначно будут меньшими, чем основные требования, связанные с нарушениями условий равной конкуренции». Впрочем, по словам советника юрфирмы «Саенко Харенко» Натальи Микольской, новые протесты членов ВТО возможны в случае, если объемы и виды субсидий превысят уровень, установленный протоколом о вступлении России в ВТО. «По правилам ВТО важно, что сумма сбора будет одинакова для импортеров и национальных производителей. Однако предельный объем субсидий определен в условиях членства страны в ВТО, и если новые субсидии превысят эту сумму и не будут подпадать под разрешенные исключения — это будет также считаться нарушением норм торговой организации»,— пояснила юрист.