За семь месяцев выпуск автомобилей в Украине упал наполовину. Спрос ухудшался, в том числе, из-за более жестких условий кредитования под покупку авто. Производство замедлилось уже в прошлом году. В 2012 г. выпуск легковых автомобилей снизился на 28,5%, до 70 тыс. штук, грузовых — на 7%, до 2,9 тыс. автомобилей, и автобусов — на 14%, до 3,2 тыс.

Правда, отмечает обозреватель, итоги июля вселяют определенный оптимизм и указывают на возможный выход из затяжного пике. По данным ассоциации «Укравтопром», общее производство автотранспортных средств выросло на 11% по сравнению с июнем, до 5,55 тыс. штук. Например, «Кременчугский автосборочный завод» корпорации «АИС» увеличил производство на 41% в июле по сравнению с июнем, «АвтоКрАЗ» — на 27, а корпорация «Богдан» — на 33,5%.

И хотя июльский показатель работы отрасли на 25% хуже, чем в прошлогоднем июле, улучшение по сравнению с июнем, по мнению экспертов (и это подтверждают сами участники рынка), связано с введением весной текущего года импортных пошлин на легковые автомобили в размере 6,46-12,95%, а также ожидаемым введением утилизационного сбора на автомобили с сентября.

«Введение прямых или косвенных ограничений на импорт вызвало бурю негодования со стороны стран-поставщиков автомобилей, а возможное подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС приведет к снятию импортных пошлин для европейских производителей. Однако определенный позитивный эффект для местной промышленности от введенных торговых барьеров начал ощущаться уже сейчас, хотя импортеры поспешили заявить об ожидаемом сужении рынка. А именно — активизировались китайские производители, которые с учетом пошлин ускорили принятие решения наладить на мощностях украинских компаний крупноузловую сборку автомобилей», — пишет обозреватель.

Так, корпорация «Богдан» начала выпуск автомобилей китайской компании JAC. В планах корпорации — наладить выпуск отдельных комплектующих в Украине с тем, чтобы в перспективе увеличить локализацию с 30 до 51%, а также обеспечить возможность экспорта в Россию. Кроме того, «Богдан» проводит переговоры об аналогичном сотрудничестве с другими китайскими производителями. Китайская Geely возобновила сборку некоторых моделей на Кременчугском автосборочном заводе (входит в компанию «АИС»).

«Таким образом, с учетом обычных поставок по импорту украинский рынок признан для китайского автопрома одним из ключевых. И хотя крупноузловая сборка — это отнюдь не производство полного цикла, в результате общий выпуск автомобилей в стране должен восстановиться во втором полугодии», — заключил эксперт.