Появившаяся в мае информация о том, что журналисты Bloomberg могут фактически шпионить за клиентами агентства, в числе которых видные финансисты и сотрудники крупных банков, вызвала грандиозный скандал. Как выяснилось в ходе расследования, начатого Федеральной резервной системой и Министерством финансов США, журналисты имели доступ к информационным терминалам Bloomberg, а через них — к конфиденциальным данным торговой системы Bloomberg и персональным данным клиентов, включая телефоны, даты пользования терминалом, личные сообщения.
Этот скандал побудил руководство Bloomberg начать собственное всестороннее внутреннее расследование, для чего были приглашены консалтинговая компания Promontory Financial Group и юридическая фирма Hogan Lovells. Кроме того, в качестве независимого советника по вопросам политики безопасности агентство пригласило бывшего главу IBM Сэмюэла Палмизано и попросило бывшего редактора по вопросам журналистской этики The New York Times Кларка Хойта выяснить, каким образом взаимодействовали между собой журналисты Bloomberg и сотрудники коммерческого подразделения, ведающего информационными терминалами.
Результаты двух проверок были опубликованы агентством вчера. Для выяснения ситуации проверяющие побеседовали индивидуально с 425 сотрудниками Bloomberg, провели 230 тыс. тестов системы обработки данных клиентов, тщательно изучили более 350 внутренних документов, а также руководство по внутренней политике, аналитические справки и просмотрели более 500 тыс. информационных сообщений агентства.
По мнению специалистов Promontory и Hogan Lovells, меры защиты данных клиентов Bloomberg достаточны и агентство вполне осознает важность аккуратного обращения с такими данными, однако не всегда политика компании в достаточной степени реализуется на практике. Как признал в своем заявлении генеральный директор Bloomberg Дэниел Докторофф, «по мере роста нашей компании мы развивались, ужесточая контроль и политику… Однако в отдельных областях мы развивались недостаточно быстро. В нашем стремлении сделать упор на инновации и быстроту реагирования мы не в полной мере оценили то, насколько выросли ожидания в отношении нашей компании».
Специалисты Promontory и Hogan Lovells подтвердили, что журналисты имели возможность доступа к персональным данным клиентов Bloomberg, включающим информацию о пользовании терминалом, телефоны и личные сообщения, но не к данным о торговых операциях и портфелях клиентов. Правда, даже простой просмотр дат пользования клиентами терминалами мог дать журналистам возможность проверить слухи о том, что какой-то банкир или финансист был, например, уволен или отстранен от пользования терминалом.
Журналисты также могли анонимно заходить в чаты клиентов терминалов и просматривать имеющуюся там информацию, что, правда, не является противозаконным действием, хотя и не приветствуется. За исключением единственного случая, специалисты не нашли доказательств того, что журналисты использовали свой доступ к конфиденциальным данным для написания статей. Promontory и Hogan Lovells рекомендовали (на шести страницах отчета) Bloomberg чаще напоминать журналистам об их обязательствах по соблюдению конфиденциальности информации клиентов агентства, соответствующим образом инструктировать новых журналистов, а также ясно и четко предупреждать пользователей терминалов о том, что журналисты могут просматривать информацию в чатах.
По рекомендации экспертов Bloomberg обязалось назначить директора по оценке рисков и контролю над выполнением требований, который будет подотчетен генеральному директору агентства. Все сотрудники компании, включая топ-менеджеров, должны будут пройти соответствующий инструктаж. Эксперты рекомендовали сделать централизованной систему предоставления доступа журналистам к конфиденциальной информации клиентов, а также вообще закрыть доступ журналистам к некоторым данным терминалов. Сэмюэл Палмизано полностью одобрил выводы этой проверки и рекомендации специалистов Promontory и Hogan Lovells.
Проверка степени независимости в работе журналистов Bloomberg и сотрудников коммерческого подразделения показала, что агентству необходимо провести более полное разделение этих двух направлений. В частности, будет создана оперативная рабочая группа, которая и рассмотрит возможные формы взаимодействия информационного и коммерческого подразделений. Кроме того, агентство назначит независимого редактора или омбудсмена, который будет рассматривать жалобы на опубликованную информацию. По рекомендации Кларка Хойта агентство также вводит должность редактора по стандартам информационного вещания, которую займет один из опытных журналистов. В его обязанности будет входить проверка на соответствие публикуемых новостей стандартам качества Bloomberg. Агентство обязалось выполнить все эти рекомендации уже в ближайшие недели.