«Согласно законодательству, топлива, в которых более 30% приходится на неуглеводородные компоненты (как правило, спирты), освобождаются от уплаты акциза, а их производители наделяются льготами по целому ряду налогов. Однако эффективность данной программы остается неизвестной. Рынок альтернативных топлив продолжает быть крайне непрозрачным, объемы выпуска данных нефтепродуктов нигде централизованно не учитываются», — отмечают эксперты.
По мнению «А-95», предоставление льгот при выпуске спиртосодержащих топлив все чаще используется для уклонения от налогообложения.
«Из выпускаемого сегодня биоэтанола с использованием льготы можно произвести порядка 150 тыс. тонн альтернативного топлива, тогда как, по оценкам экспертов, физические объемы реализации под видом „альтернативных“ бензинов составляют не менее 250 тыс. тонн в год», — отмечают в группе.
По мнению аналитиков «А-95», продажа псевдоальтернативных топлив является одной из причин сокращения поступления топливных налогов в госбюджет.
«Мы согласны с мнением специалистов МЭРТ об отсутствии значительного снижения потребления бензина в Украине, а данные Госстата о сокращении продаж бензина в первом полугодии 2013 года на 6,6%, или на 131 тыс. тонн, связываем с ростом объемов так называемых „альтернативных“ топлив, которые не учитываются официальной статистикой», — говорит директор «А-95» Сергей Куюн.
В целом эксперты «А-95» считают, что программа стимулирования выпуска альтернативных нефтепродуктов оказалась неэффективной и на сегодня преимущественно служит для оптимизации налогообложения в топливной сфере. Отношение потребителей к данной продукции остается спорным, так как при меньшей стоимости расход этого топлива по сравнению с традиционным выше на 10-20%. Между тем ни один из производителей таких топлив не провел масштабных научных исследований с привлечением автомобилестроителей по изучению влияния этого топлива на двигатели при долгосрочном использовании.
Кроме этого, в «А-95» полагают, что с внесением изменений в законодательство программа выпуска альтернативных топлив уже утратила свою актуальность.
«С принятием в 2012 году закона об обязательном использовании 5% топливного биоэтанола в бензинах с 2014 года целесообразность программы альтернативных топлив полностью исчезает. Эта программа сгенерировала производство 50 тыс. тонн биоэтанола в год, тогда как закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензины с 2014 года создает ежегодный спрос на 225 тыс. тонн этого компонента», — резюмирует С. Куюн.