В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста».
Кроме того, в русской церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям». Поэтому Медовый спас называют также «Спас на воде», «Мокрый спас» — вместе с освящением воды совершается освящение меда.
После так называемого первого Медового Спаса следуют еще два — Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа) спасы.