Рабочая группа при парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики обнародовала пакет поправок в законодательство, предусматривающих повышение с 2014 года ставок акцизного налога на пиво, водку, слабоалкогольные напитки, вино и сигареты. На сайте Верховной рады сегодня были обнародованы три зарегистрированных в четверг законопроекта (№3043–3045) с поправками в Налоговый, Административный, Уголовный кодексы и закон «О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий».
Эти изменения подготовлены в качестве альтернативы идее кардинального повышения ставок акциза в нынешнем году, против которой выступили производители. Помимо пересмотра акцизов законопроекты предусматривают увеличение ответственности за производство, хранение и продажу фальсификата; создание реестра оборудования для производства сигарет; ужесточение правил продажи подакцизных товаров; а также обязательство государства выдавать акцизную марку производителям бесплатно. Авторами проектов являются Сергей Терехин, Андрей Сенченко (оба — «Батькивщина»), Михаил Опанащенко (Партия регионов).
Полученные средства будут в 2014–2015 годах направляться в специальный фонд госбюджета с расходованием из них не меньше 5,8 млрд грн на «государственную политику в сфере физической культуры и спорта, на выполнение социальных программ, в том числе на достройку Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» и других детских учреждений охраны здоровья и спортивного развития».
Депутаты предлагают разделить ставки акциза на пиво в зависимости от его крепости. На продукцию с содержанием спирта не более 8,5% акциз повышается несущественно — с 0,87 грн до 0,91 грн за 1 литр напитка. Однако для пива с большей долей спирта акциз составит 80 грн за 1 литр 100-процентного спирта. Гендиректор ассоциации «Укрпиво» Галина Коренькова так прокомментировала эту дифференциацию: «В ЕС практикуется отдельная ставка акциза для пива в зависимости от его крепости. Украина решила не вводить такую сложную систему, а пока идти по российскому пути, введя двухступенчатую акцизную ставку. Вероятно, это правильный шаг — подобные изменения надо вводить постепенно». В зависимости от содержания этилового спирта предложено разделить ставку акциза на ферментированные напитки, например сидр. Акциз 80 грн за 1 литр спирта будут платить и на слабоалкогольную продукцию.
Как и обещали участники рабочей группы, акцизы на натуральное некрепленое вино остаются минимальными — их предложено поднять с 0,01 грн до 0,15 грн за 1 литр напитка. Для крепленых вин и вермутов ставка акциза вырастет с 2,51 грн до 2,89 грн за литр. Для крепкой алкогольной продукции (дистилляты и ликеры) ставку акциза поднимут с 49,49 грн до 53,18 грн за 1 литр спирта.
Что касается табачной продукции, то минимальную ставку акциза для сигарет без фильтра предлагается повысить с 95,4 грн до 113 грн (за 1000 шт.), а для сигарет с фильтром — с 217,6 грн до 249,92 грн.
«Увеличение специфических ставок акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, а также увеличение минимального акцизного обязательства запланировано примерно на 11,6%. В пояснительной записке отмечается, что это соответствует индексу потребительских цен и, следовательно, действующему налоговому законодательству. Однако прогнозируемый правительством индекс потребительских цен составляет лишь 4,8%, поэтому такое увеличение акцизного налога является необоснованным»,— заявила менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco в Украине Наталья Миколаенко.
Неожиданной инициативой стало предложение ввести дифференцированное обложение акцизами игристых и шампанских вин. Для игристых вин акцизную ставку предложено повысить с 3,65 грн до 4,03 грн за 1 литр напитка. Однако для продукции, содержащей в своем названии слово Champagne, ставку предложено повысить до 45 грн. Такая ставка может распространяться лишь на продукцию из Франции, поскольку это слово является географическим названием. Напитки из других стран продаются как игристое вино под другими брендами.
Один из импортеров элитного алкоголя сказал, что такое изменение повлияет на спрос, но пока неизвестно, как именно. Эта инициатива может трактоваться как дискриминация французских производителей, что является нарушением норм ВТО.
«Формальной дискриминации производителей из отдельной страны нет. Однако на практике увеличенным акцизом будет облагаться лишь французская продукция, поэтому такой шаг можно будет трактовать как нарушение норм ВТО»,— поясняет партнер юрфирмы AstapovLawyers Олег Мальский.
Получить комментарий господина Терехина о рисках конфликта с ВТО пока не удалось.