Шаг первый. Идея.
Можно ли основать компанию, если соучредители никогда друг друга не видели вживую? Можно. Доказано украинской IT-компанией «Джеластик» (Jelastic — англ.) Ее создатели Руслан Синицкий, Константин Александров и Алексей Скутин впервые увидели друг друга на встрече с инвесторами. До этого они общались в ICQ и по почте, и даже не разговаривали по телефону.
Основатели «Джеластика»: Константин Александров, Руслан Синицкий и Aлексей Скутин
«Мы с Костей познакомились благодаря блогу Habrahabr. Там публиковали свои статьи, читали публикации друг друга, комментировали их. Потом начали переписываться и решили: а давай сделаем собственный проект. Составили план действий, начали работать над прототипом. Потом к нам присоединился Алексей», — вспоминает Руслан Синицкий.
Основатели «Джеластика» начали реализацию своей бизнес-идеи с сервиса, который напоминал сегодняшний «Google AppEngine». Правда, как утверждает Руслан Синицкий, сегодня их детище в корне отличается от первоначального прототипа. Нынешний «Джеластик» представляет из себя облачный хостинг для разработчиков веб-приложений, который устраняет сложности сопровождения и масштабирования серверной инфраструктуры, а соответственно позволяет сэкономить время и деньги.
Шаг второй. Инвестиции
«На одном из конкурсов были представители фонда Runa Capital. Тогда они ничего не поняли из нашей презентации, но услышали знакомое слово в названии (облачная платформа), и уже это заинтересовало инвесторов. Они попросили больше материала. После его изучения, нас попросили приехать в офис, так и завязались наши отношения» — рассказывает Синицкий.
Первую инвестицию от российского венчурного фонда Runa Capital «Джеластик» получил в размере 500 тыс. долларов. Через год еще 2 млн. долларов в компанию инвестировали два фонда Almaz Capital и Foresight Ventures, а также 1 млн инновационный центр «Сколково». Как распределяются доли в компании с учетом инвестиций? На этот вопрос основатели «Джеластика» предпочитают не отвечать. В любом случае, говорят они, ближайшее время всецело будут сосредоточены на развитии своего проекта.
Шаг третий. Бизнес
«Джеластик» – первый украинский облачный стартап, по франшизе которого работают во многих странах мира.
Модель франчайзинга была выбрана не случайно: такой подход позволил осваивать рынки разных стран быстрее и с минимальными затратами. Его выгоды очевидны особенно тогда, когда речь заходит о специфических правилах и реалиях того или иного рынка. Местные провайдеры лучше с ними знакомы, и им проще подобрать ключи к сердцам локальных потребителей. Немаловажно, что и конкуренты им также хорошо знакомы.
«Изначально у нас был план зайти в страны с развитой экономикой. План выполнили. Теперь покоряем рынки поменьше. Единственный сектор, с которым довольно сложно вести бизнес — это азиатский регион. Поэтому мы не сотрудничаем с Китаем. А так развиваем сотрудничество со всеми странами. В тех странах, куда уже зашли, будем стараться заводить по несколько партнеров» — говорит Синицкий.
Шаг четвертый. Большое будущее
Руслан Синицкий заверяет: «Впереди еще много дел». В «Джеластике» планируют усовершенствовать автоматизацию сложных процессов и снизить стоимость сервиса для конечного потребителя. В планах также расширение перечня языков программирования, с которыми работает сервис. Сейчас это PHP и Java. «Есть еще один грандиозный план, связанный с освоением корпоративного рынка, но я пока его раскрывать не могу», — интригует Синицкий.
Но все ли так гладко было у основателей «Джеластика»? На самом деле, проблем на пути построения компании хватало. Только лишь на получении предпринимательского опыта, которого, по сути, не было у трех основателей, они набили немало шишек. Зато мотивация зашкаливала на всех этапах реализации идеи, твердят они в один голос. А другие трудности решаемы. Руслан Синицкий в таких случаях цитирует слова из библейской истории о Царе Соломоне: «И это пройдет».
Автор: Татьяна Кривенко