Несмотря на конфликтность ряда предложений, страховщики в целом поддерживают усовершенствование законодательства в интересах клиента и даже предлагают более радикальные способы.

В парламент подан законопроект N3031, вносящий изменения в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств». Его автор — народный депутат фракции «Батькивщина» Сергей Фаермарк — объясняет свою инициативу незащищенностью застрахованных от безосновательных отказов в выплате со стороны страховщиков.

Согласно законопроекту, в ст. 33 закона будет четко указано, что уведомлять СК о происшествии может не только участник ДТП, у которого есть договор страхования ОСАГО, но и любой участник происшествия, который «не является стороной договора ОСАГО». Страховщики неоднозначно трактуют эту норму, указывая, что таким участником ДТП может считаться как потерпевшая сторона, которая претендует на выплату, так и водитель застрахованного автомобиля при условии, что не он лично подписывал договор страхования.

Сейчас у участников ДТП есть три дня на то, чтобы уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Но уложиться в этот срок сложнее, если виновник ДТП скрылся. Поэтому предложено начинать отсчет трех рабочих дней с момента обнаружения виновника аварии. Из ст. 36 закона будет исключена фраза о том, что СК принимает решение об осуществлении страхового возмещения «в случае признания страховщиком требований заявителя обоснованными». Вскоре СК должна будет проводить выплаты «в случае отсутствия предусмотренных законом оснований для отказа в возмещении». Отсутствие уведомления об отказе будет означать автоматическое согласие выплатить сумму возмещения.

Отсутствие уведомления об отказе будет означать автоматическое согласие выплатить сумму возмещения. Эти нормы призваны уменьшить возможности СК усложнять процесс получения возмещений потерпевшими.

«Перед тем как сесть за руль, граждане обязаны заплатить большую сумму страховщику, но в случае наступления страхового события не имеют гарантий на компенсацию денежных средств потерпевшему. Получая огромные деньги от договоров ОСАГО, большинство страховщиков всеми возможными способами уклоняются от осуществления страховых выплат»,— аргументирует депутат в пояснительной записке к проекту.

И если сейчас предусмотрено 90 дней на принятие решения о выплате и саму выплату, то предложено, чтобы при принятии решения об отказе СК также уведомляли об этом потерпевшего в течение 90 дней. Отсутствие такого уведомления будет означать автоматическое согласие выплатить сумму возмещения. При этом пеня за просрочку будет увеличена с нынешней двойной учетной ставки Нацбанка (14% годовых) до 1% от суммы неоплаченного в срок страхового возмещение за каждый день просрочки (то есть 365% годовых).

Страховщики поддерживают попытки сделать процедуру выплат более прозрачной для пострадавших в ДТП, но сомневаются, что выплаты начнут производиться быстрее.

«На скорость выплат эти нововведения вряд ли повлияют, так как сохранен норматив в 90 дней,— сетует начальник департамента урегулирования убытков по автострахованию „ИНГО Украина“ Олег Коваленко-Кужольный.— Кроме того, в законе всегда имеются лазейки, которыми пользуются некоторые страховые компании для искусственного затягивания процесса выплат страховых возмещений».

По словам участников рынка, наиболее распространенной причиной отказа в выплате является непредоставление потерпевшей стороной всех документов по делу.

«Законопроект должен сократить сроки урегулирования, если точкой отсчета считать день подачи заявления о выплате, а не дату согласования с пострадавшим размера страхового возмещения. Однако это не решит проблему, так как потерпевшие не всегда понимают разницу между уведомлением о страховом событии и заявлением о страховой компенсации, чем зачастую пользуются недобросовестные страховщики»,— отмечает директор юридического департамента «ПЗУ Украина» Василий Зубач.

Самым действенным инструментом может стать пеня, но затягивание выплат проблемными компаниями приведет лишь к еще большему росту задолженности и будет приближать дату их банкротства.

«Если недобросовестная страховая компания пошла по пути строительства финансовой пирамиды, такие поправки к закону, особенно при отсутствии прозрачной системы отчетности, ее не остановят»,— говорит Василий Зубач.

При этом страховщики предлагают альтернативные методы того, как можно обезопасить потерпевших от произвола неплатежеспособных компаний. «Многие клиенты годами не могут получить возмещение от обанкротившихся компаний, так как нет процедуры признания банкротства. Лучший выход из ситуации — если отзыв лицензии компании будет основанием для выплат из фонда защиты потерпевших. Таким образом, клиенту будет все равно, где страховаться, так как он в любом случае через два-три месяца получит компенсацию»,— отмечает первый вице-президент страховой компании «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.

Сейчас же искусственное затягивание банкротства страховщиков отдаляет начало выплат средств из фондов Моторного (транспортного) страхового бюро.