Вчера министр социальной политики Наталия Королевская сообщила о подготовке проекта закона, которым должны быть удовлетворены требования наемных сотрудников в случае неплатежеспособности работодателя. По ее словам, задолженность по выплате зарплат предприятиями-банкротами на 1 июля составила 405 млн грн, или 41% от общей суммы долга. При этом в состоянии банкротства или ликвидации находятся 15 тыс. компаний. Остальные должники — экономически активные предприятия. Госпожа Королевская рассчитывает, что уже с 1 января 2014 года функция ликвидации долгов ляжет на Фонд соцстрахования на случай безработицы. Он станет гарантом того, что сотрудники получат свои зарплаты.
В то же время максимальный размер выплаты непосредственно из средств фонда будет ограничен 4,5 минимальными зарплатами (МЗ; сейчас это 5161 грн). Общая сумма будет включать зарплату за последние два месяца до возбуждения дела о банкротстве или увольнения (2 МЗ), денежную компенсацию за неиспользованный в последние полгода отпуск (0,5 МЗ) и гарантированные компенсационные выплаты (выходное пособие, больничный; 2 МЗ).
Однако даже эти средства бывшие сотрудники ликвидируемых предприятий получат лишь после завершения процедуры ликвидации или утверждения судом ликвидационного баланса и отчета ликвидатора. Эта инициатива в большей степени коснется старых долгов, считает министр, поскольку нынешние банкроты не могут завершить процедуру ликвидации по причине отсутствия источников для выплат зарплат.
«Мы им помогаем решить 15-летнюю комплексную проблему. А новые предприятия, на которых возникнет такая задолженность, должны знать, что существует гарантированная государством сумма компенсаций, и нам хотелось бы погашать долги сразу же, но опасаемся злоупотреблений в плане фиктивного банкротства. Поэтому сначала предприятие должно использовать свои внутренние резервы на погашение долгов, а только потом подключится государство»,— уточнила Наталия Королевская.
Инициатива не предусматривает увеличения отчислений в фонд по безработице (сейчас 1,5% платят работодатели и 0,5% —наемные сотрудники). Однако министр так и не смогла уточнить, какой план доходов—расходов бюджета фонда на 2013 год, отметив лишь, что он является бездефицитным. Не смогли предоставить такие данные и в Госслужбе занятости. Дополнительные средства на гарантированные выплаты удастся получить за счет экономии на выплатах по безработице.
«Мы поменяли критерии оценки работы фонда, и важно, чтобы сегодня человек как можно меньше находился на учете в службе занятости, и ему как можно быстрее находили работу. Мы оценили, чтобы этот срок в среднем не превышал 120 дней, а сегодня он составляет 160 дней»,— объяснила госпожа Королевская.
Заместитель главы Федерации профсоюзов Григорий Осовой отмечает, что средств в фонде по безработице достаточно, и к концу года профицит может составить 1 млрд грн. Несмотря на то что показатель официальной безработицы низкий (1,7%), расходы на выплаты являются существенными. По данным Госстата, в июне из 465,3 тыс. зарегистрированных безработных пособие получали 360,3 тыс. человек — в среднем по 1087 грн.
«Однако в этом году расходы фонда увеличились в связи с выполнением инициатив, принятых в прошлом году в рамках закона о занятости»,— говорит ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Лидия Ткаченко.
Она считает, что предложенный механизм нарушает принципы соцстрахования.
«Есть ли гарантии того, что сотрудники и работодатель делали отчисления в фонд и теперь имеют право претендовать на компенсации? Ведь персонифицированные данные появились относительно недавно, когда был введен единый социальный взнос»,— отмечает эксперт.
Григорий Осовой считает инициативу временной, ведь правительство должно провести инвентаризацию задолженности, и неуплаченные госпредприятиями обязательства по зарплате должны быть компенсированы за счет госбюджета. Более эффективным механизмом он называет создание фонда гарантирования выплат зарплат. Это не предполагает увеличение нагрузки на работодателя за счет перераспределения соцвзносов.
«Опыт некоторых европейских стран на этапе их вступления в ЕС предусматривает использование схемы с фондом по безработице, пока не будет решен вопрос с переходом на модель гарантийного фонда»,— рассказывает господин Осовой.
Схема фонда гарантирования выплат зарплат уже была предложена правительству несколько лет назад, добавляет бывший национальный координатор Международной организации труда (МОТ) в Украине Василий Кострица.
Для создания фонда необходима ратификация третьей части конвенции МОТ «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя», предусматривающей четкий механизм работы фонда (в Украине пока ратифицированы первые две части Конвенции). «Есть несколько вариантов работы: из фонда не должны погашаться долги госпредприятий, а сам он должен работать на возможные будущие долги, а не на те, которые уже есть. Есть риск того, что, не вкладывая средства в фонд, банкроты могут претендовать на выплаты»,— полагает господин Кострица.