Ставочный принцип
Народные депутаты—члены рабочей группы при парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики совместно с участниками рынка подготовили пакет, состоящий из трех законопроектов, с поправками в Налоговый, Административный, Уголовный кодексы и закон «О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий». Эти документы теперь будут объединены в законопроект, который в сентябре депутаты направят на рассмотрение парламента вместо инициативы кардинального повышения ставок акциза в нынешнем году, против которой выступили производители алкоголя и сигарет.
Поправки в Налоговый кодекс предусматривают включение стоимости акцизной марки (0,14-0,27 грн/шт.) в ставку акцизного налога. По словам депутата Сергея Терехина («Батькивщина»), это обезопасит производителей от систематического увеличения Кабинетом министров стоимости марки. Представители табачных компаний выступили против, так как опасаются, что правительство введет дополнительную плату за услугу производства марки. «Включим стоимость марки в акциз, а завтра будут введены дополнительные административные выплаты,— считает заместитель генерального директора ассоциации „Укртабак“ Григорий Синица.— Необходимо прописать норму о том, что марки будут выдаваться производителям бесплатно, как в ЕС». Производители оказались недовольны и ростом минимальной налоговой нагрузки: на сигареты без фильтра на 57% — до 150 грн/1 тыс. шт, с фильтром на 14,8% — до 250 грн.
Производители пива крепостью до 8,5% будут платить акциз, ставка которого увеличится на 14,9% — с 0,87 грн до 1 грн/л. Более крепкое пиво будет существенно дороже, поскольку акциз для него составит 80 грн/1 л 100-процентного спирта. Это примерно в 8 раз больше. Такой же высокой будет нагрузка на производителей сидра, перри и смеси ферментированных напитков с безалкогольными, а также слабоалкогольных напитков (пока ставка 49,49 грн/1 л 100-процентного спирта). На спирт для водочных компаний ставка поднимется всего на 11,2% — до 55 грн/1 л спирта. «Чем продиктованы такие разные ставки на слабый алкоголь и водку? — удивлена директор по маркетингу ГК „Новые продукты“ (ТМ Shake, Revo, Creamel) Виктория Папазова.— Молодежь переключится на дешевую водку и будет дома смешивать ее с „пузырьками“». «Какой-либо газ в слабоалкоголке запрещен. Поэтому выбирайте, какая норма больше нравится»,— обратился к ней во время заседания рабочей группы во вторник Сергей Терехин. Приемлемой госпожа Папазова назвала ставку, предложенную правительством в рамках индексации (51,87 грн).
На принятии лишь индексированных ставок настаивала и генеральный директор ассоциации «Укрпиво» Галина Коренькова — 0,91 грн. «Предложенная вами ставка в 1 грн больше, чем в ЕС. Нарушается соотношение 1:3, прописанное в европейской директиве, ведь сейчас уже 2,74»,— отмечает она. Член рабочей группы, заместитель главы комитета Андрей Сенченко («Батькивщина») заявил, что если представители пивной отрасли согласны на 0,91 грн, то «так и будет».
Одновременно депутаты отказались от резкого повышения ставок акциза на вино. «Мы, депутаты-крымчане из разных фракций, будем отстаивать позицию не трогать вино,— предупредил господин Сенченко.— Если поднять акциз, на бюджет это не повлияет, но в отрасли будет падение производства в 2,5 раза и застройка виноградников». В целом участники совещания сошлись на проведении индексации ставок с 1 января 2014 года всего на 5-12%.
Кроме того, депутаты предложили ужесточить правила продажи алкогольных напитков, вина, пива (кроме безалкогольного) и табачных изделий. Их необходимо продавать только в специальных магазинах или отделах, которые отделены от мест торговли другими товарами и имеют отдельный вход. Производители вина считают, что это резко сократит возможность легальной продажи, ведь в небольших торговых сетях невозможно поставить такую точку продажи.
«А нас волнует то, что дети пьют»,— парировал Сергей Терехин, уточняя, что для переоборудования будет достаточно времени — норма вступит в силу в 2015 или 2016 году.
Предложено усилить ответственность за нарушение правил торговли подакцизными товарами без лицензии с 50-200 необлагаемых минимумов (НМ; 850-3400 грн) до 200-500 НМ (3400-8500 грн).
За «реализацию с рук» штрафы вырастут с 30-50 НМ (510-850 грн) до 50-100 НМ (850-1700 грн). Более значительными станут штрафы за самогоноварение — вместо 3-10 НМ (51-170 грн) будет применяться 300-1000 НМ (5100-17 000 грн), а за покупку самогона потребителя оштрафуют на 2-7 НМ (34-119 грн; сейчас 1-5 НМ). Производство и хранение фальсификата будет караться таким же штрафом, как и самогоноварение, а за открытие подпольных цехов для массового производства подакцизных товаров грозит санкция от 5 до 10 тыс. НМ (85-121,8 тыс. грн). Введение ответственности в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет народные депутаты не поддержали.
«Что это за сталинизм? Потому мы и на втором месте в Европе по количеству осужденных»,— сказал господин Терехин.
Впрочем, депутаты поддержали нормы о регистрации оборудования для промышленного производства сигарет, а также проведения импорта сигаретной бумаги и фильтров только лицензионными компаниями. Законопроект намерены зарегистрировать в конце недели, но не все нормы могут быть поддержаны в сентябре. «Каждый год подаются поправки по усилению ответственности, но так и не проходят»,— сказал один из участников рабочей группы.
Сигареты подорожали
Однако несмотря на то, что до сих пор не принято решение о повышении акцизных ставок, табачные компании еще в начале лета подняли максимальные розничные цены (МРЦ) на некоторые торговые марки сигарет. Согласно данным Министерства доходов и сборов о МРЦ на табачные изделия, многие компании запланировали увеличение стоимости одной пачки сигарет на 50 коп. еще с 1 июня. Например, МРЦ на пачку сигарет ТМ Camel, Winston, Дукат (компания «JTI Украина») повысили до 13,5 грн, 12,5 грн и 8,5 грн соответственно.
Участники рынка могут менять МРЦ не чаще одного раза в месяц и должны сообщать об этом в Миндоходов до 25 числа. При этом, уведомив Миндоходов о повышении цен с 1 июня, они получили право в любой момент в июне-июле повысить отпускные цены. В рознице это сделали неделю назад, сообщили продавцы нескольких киевских магазинов. В одном из них на вопрос о том, как поставщики объясняют пересмотр цен, сказали, что «это следствие двукратного повышения акцизной ставки», чего не было.
«В последнее повышение цен наша компания заложила изменение стоимости акцизных марок, которые с 1 сентября подорожают втрое и которые мы закупаем заранее»,— рассказал директор отдела корпоративных вопросов «JTI Украина» Александр Когут.
Но уже с сентября, обещает он, когда продукция с новыми марками (цена повысилась до 14 коп.) поступит в продажу, компания не будет менять цены на сигареты: «Мы стремимся сделать повышение цен плавным, чтобы потребитель мог к нему адаптироваться». Причины повышения цен у производителей разные. Например, менеджер по корпоративным коммуникациям компании «Филип Моррис Украина» Олеся Оленицкая отмечает, что в ее компании пересмотр цен был обусловлен необходимостью увеличения инвестиций в дальнейшее совершенствование каналов сбыта в связи с ростом объема поддельных сигарет в Украине. В частности, пачка сигарет President Classic теперь стоит 8 грн, Marlboro — 14,5 грн, Parliament — 18 грн. Кроме того, добавляет госпожа Оленицкая, ожидаемое трехкратное повышение стоимости акцизных марок также оказало свое влияние на пересмотр МРЦ.
Компания «Империал Табакко Украина» подняла цену на Davidoff Classic на 1 грн — до 15,5 грн, а цену на «Прима Классическая» сначала увеличила до 5 грн, а потом снизила до 4,5 грн. «B.A.T Украина» пересмотрела МРЦ только с июля — Kent теперь стоит 15 грн вместо 14,5 грн, а «Прилуки Премиум» — не 9 грн, а 9,25 грн. «Повышение цен отражает наши ожидания относительно того, как будет развиваться рынок в ближайшей перспективе,— поясняет менеджер по корпоративным вопросам компании „B.A.T Украина“ Ирина Куринная.— Повышение стоимости акцизной марки, как правило, ведет к пропорциональному росту стоимости пачки сигарет у всех производителей, хотя это не всегда происходит одновременно». Среди возможных причин повышения цен участники рынка табачной продукции называют изменение затрат на производство сигарет, маркетинговые затраты и конкуренцию.