Такое явление называется sudden-stop («внезапная остановка»). В опубликованном 22 июля исследовании экономисты Goldman Sachs оценили вероятность «внезапной остановки» для Украины в 46%. Это выше, чем во время кризиса 2008-2009 годов. Что дает основание инвестбанку так думать и означает ли это скорое наступление нового кризиса?

За последние тридцать лет «внезапная остановка» дважды происходила в Мексике: в 1982 и 1995 годах, в 1997 году — в Южной Корее, Таиланде и Филиппинах, в 2001-м — в Турции и Аргентине, приводя к полномасштабным экономическим кризисам в этих государствах. В странах ЦВЕ и Ближнего Востока в последние несколько лет риск внезапного оттока капитала снижался, говорится в отчете. Но не в случае с Украиной.

Больше других риск sudden-stop увеличивают четыре фактора: дефицит текущего счета, снижение золотовалютных резервов центробанка страны, переоцененность местной валюты и слабый рост ВВП. К примеру, каждый процентный пункт переоцененности валюты увеличивает угрозу sudden-stop на 0,4%, говорят в Goldman Sachs. И наоборот: рост резервов на 1 п.п. по отношению к краткосрочному внешнему долгу снижает угрозу внезапного оттока капитала на 0,2%.

За последние двадцать лет «внезапная остановка» дважды происходила в Мексике: в 1982 и 1995 годах, в 1997 году — в Южной Корее, Таиланде и Филиппинах, в 2001 — в Турции и Аргентине, приводя к полномасштабным экономическим кризисам в этих странах.В случае с Украиной вместе «встретились» сразу несколько поводов для беспокойства: рост дефицита текущего счета, слабый рост ВВП и падение резервов НБУ. В 2013-м активное привлечение средств на внешних рынках помогло перекрыть потребности в финансировании и удержать резервы стабильными. «Но большие выплаты по долгам и постоянный дефицит текущего счета на уровне в среднем $1 млрд в месяц, похоже, начиная с третьего квартала 2013 года будут давить на резервы НБУ и заставят правительство согласиться на стабилизационную программу МВФ», — говорится в отчете.

Это не означает, что «внезапная остановка» в случае с Украиной обязательно произойдет, уточняют авторы исследования. Но любой мало-мальский шок может вывести Украину из состояния равновесия и ввергнуть в кризис. «Это исследование может дать только первый взгляд на суть экономических проблем, но в прошлый раз, в 2008 году, их модель предсказала разрастание масштабного кризиса в Украине, — отмечает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. — И в целом их видение ситуации соответствует нашей оценке — из-за истощения резервов риск девальвации гривны осенью составляет уже 50%».

С другой стороны, в 2011 году модель Goldman Sachs прогнозировала мрачное будущее Турции. Тогда дефицит текущего счета этой страны достиг рекордных 10,5% ВВП, и экономисты банка оценили вероятность sudden-stop для Анкары на уровне 50%. Но с тех пор ситуация пошла на поправку, дефицит текущего счета значительно сократился, а вместе с ним до 17% уменьшился и этот риск.