Отчет «Об объемах международной передачи отдельных категорий вооружений, осуществленной Украиной в 2012 году» размещен на сайте Госслужбы экспортного контроля. Подобная информация публикуется с 2004 года и служит основой для ежегодного Регистра обычных вооружений ООН, который формируется за счет добровольной передачи правительствами данных об экспорте и импорте различных видов вооружений.
Крупнейшими покупателями украинского стрелкового оружия стали США, которые получили 90 тыс. винтовок и карабинов, а также Германия — около 29 тыс. револьверов, пистолетов, винтовок и карабинов. Также 22 тыс. винтовок и карабинов были направлены в Судан, 15 тыс.— в Чад и 11 тыс.— в Канаду. Как пояснил эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец, США и Германия являются «основными покупателями раритетного стрелкового оружия». Следует отметить, что эти страны и раньше активно скупали в Украине стрелковое оружие. Например, в 2011 году Германия приобрела более 53 тыс. винтовок и карабинов, а США — свыше 143 тыс. единиц этих же видов оружия.
При этом основными покупателями украинской бронетехники являлись страны Африки, Юго-Восточной Азии, а также Ирак. В частности, в рамках ранее заключенных контрактов 99 танков Т-72 были направлены в Эфиопию (два года назад Украина подписала контракт на поставку 200 танков в Эфиопию), 62 бронетранспортеров БТР-3Е1 — в Таиланд, а 48 единиц различных модификаций БТР-4 и 11 единиц модификаций БТР-80 — в Ирак.
Довольно крупным покупателем в прошлом году стал Судан. Помимо стрелкового оружия, в эту страну было поставлено 10 танков Т-72, 1 БТР- 70 и 14 боевых машин пехоты — БМП-1. Судан также закупил 11 122-миллиметровых самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», 80 безоткатных орудий и 29 противотанковых гранатометов и ружей. Это государство покупало украинское вооружение и ранее. Например, в 2011 году в Судан были направлены 40 танков Т-72 и 5 танков Т-55. Следует отметить, что на поставку оружия в Судан распространяются ограничения, предусмотренные резолюциями ООН. Как пояснили в Госслужбе экспортного контроля, контракты на поставку оружия в Судан заключались только с законным правительством этой страны. Первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах (Партия регионов) убежден, что Украина выполнила все процедуры, предусмотренные международными соглашениями. «Госслужба экспортного контроля жестко контролирует эти контракты. Я убежден, что все они соответствуют международным обязательствам. Контроль у нас очень эффективный. Он был выстроен в конце 1990-х годов, в том числе с помощью специалистов из США»,— сказал господин Кинах.
Помимо стрелкового, артиллерийского оружия и бронетехники, в 2012 году Украина экспортировала также ракетные вооружения. Основными покупателями этих систем являлись США и Израиль. В частности, США закупили в нашей стране 137 ракет для переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), а Израиль — 193 ракеты для ПЗРК и 120 управляемых противотанковых реактивных снарядов. «США закупают наши ПЗРК „Стрела“ и „Игла“ для отработки защиты от переносных зенитных ракетных комплексов советского производства, которые применяются в Афганистане,— пояснил Сергей Згурец.— Так же поступает и Израиль».
По данным Госслужбы экспортного контроля, новых государств—покупателей украинского оружия в 2012 году не появилось. Согласно ежегоднику СИПРИ-2012 «Вооружение, разоружение и международная безопасность», с 2007 по 2011 год Украина продала вооружений на сумму более $2,4 млрд (2% мирового экспорта вооружений). Это обеспечило нашей стране 12-е место в мировом рейтинге экспортеров оружия.
Как сообщил Анатолий Кинах, образцы вооружений, разработанные и произведенные в независимой Украине, составляют не более 20% от общего объема экспорта. «Мы все еще держимся за счет старых советских запасов, а также сервисных услуг и поставок запчастей. Есть надежда, что госпрограмма развития спецтехники и оружия, которая сейчас разрабатывается, позволит сохранить потенциал оборонно-промышленного комплекса и обеспечить вооруженные силы современным оружием. Но для этого нужны изменения в бюджетном планировании. Нужно добиться, чтобы как минимум 30% оборонного бюджета направлялось на развитие. Сейчас на эти цели идет лишь 10-15% бюджета. Это грозит нам постепенной утратой позиций»,— сказал господин Кинах.