Завершить работу над проектом новой конституции турецкие парламентарии должны были еще полгода назад — на этом настаивал лично Реджеп Тайип Эрдоган. Обсуждение велось специальной комиссией, куда вошли 12 депутатов — по три от каждой парламентской фракции. Хотя комиссии так и не удалось достичь консенсуса, на днях спикер меджлиса Джемиль Чичек объявил: «Мы больше не можем откладывать. На пороге выборы». Это, по сути, означает, что в процессе разработки новой конституции, длившемся почти два года, поставлена точка.

Власти настаивают на том, что референдум по принятию нового основного закона должен состояться до президентских выборов 2014 года. Из-за этого членам комиссии не удалось согласовать наиболее спорные статьи, в том числе и те, что связаны с переводом Турции из парламентской республики в президентскую.

Резко против этого выступили депутаты оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). Как заявил член конституционной комиссии Атилла Карт, НРП настаивает на продлении ее работы. По словам собеседника, «конституция еще не готова, и господину Эрдогану следует это признать». Того же мнения придерживаются и в Партии национального действия, которая не раз обвиняла правящую Партию справедливости и развития (ПСР) в давлении на членов комиссии.

Впрочем, в ПСР не слишком обеспокоены этими обвинениями. Руководство партии уже объявило, что намерено выставить на всенародное голосование собственный проект основного закона. Чтобы референдум по конституции состоялся, правящей партии необходимо заручиться поддержкой 3/5 состава парламента, то есть набрать 330 голосов. Учитывая, что у ПСР 327 парламентских мандатов, найти еще трех сторонников не составит для руководства партии большого труда.

Турецкие эксперты полагают, что в числе тех, кто готов поддержать проект соратников премьера,— депутаты прокурдской Партии мира и демократии. Они заинтересованы в том, чтобы новая конституция расширила права проживающих в Турции курдов, которые добиваются от властей большей автономии и разрешения на образование на родном языке. Впрочем, как заявлял доцент Института стран Азии и Африки МГУ Павел Шлыков, «пока поиск подходов к демократическому решению курдского вопроса формулируется властями недостаточно четко».

Еще одна цель, которую преследуют соратники премьера,— усилить полномочия президента и парламента в выборе судей Конституционного суда, чье влияние в стране сегодня уступает разве что армии. Ранее Конституционный суд ставил вопрос о запрете умеренно исламистской ПСР как не соответствующей закрепленному в конституции светскому строю.

На руку правящей партии и данные последних соцопросов. 59% респондентов поддерживают вынесение на референдум проекта конституции ПСР — «если не удастся достичь компромисса с другими партиями». А 52% заявили, что уже сейчас «готовы проголосовать за конституцию, предложенную правящей партией».