Вчера министр доходов и сборов Александр Клименко заявил о нецелесообразности возврата к криминализации ответственности за производство и реализацию нелегального подакцизного товара, на чем настаивают участники табачного рынка. Действенным методом контроля он считает планируемое министерством введение электронной акцизной марки. «Вот это является прогрессивным механизмом контроля, и я за это. Такой механизм дает понимание, как движется товар от производителя к потребителю»,— сказал он.
Господин Клименко добавил, что до конца текущего года министерство подаст законодательные изменения с тем, чтобы с 1 января 2014 года инициатива заработала. Чиновники уже ведут переговоры с табачными компаниями и производителями пива. Однако пока пиво не является алкогольным напитком, а значит, на бутылку марка не клеится. Но в июне в министерстве поддерживали печать марок на пивных бутылок. Напомним, что цифровую марку впервые предложили в марте 2012 года в налоговой милиции. Но пока используется бумажная марка, новый образец будет с 1 сентября.
Как рассказали в табачных компаниях, суть усиленного контроля заключается в том, что на пачку, блок, короб будет наноситься электронный зашифрованный 12-символьный код из букв и цифр, который автоматически генерируется из близкого к бесконечности числа комбинаций (технология Codentify). В каждом коде зашифровывается информация о дате, времени и месте производства, производственной линии, максимальной розничной цене, начислении акцизного налога, рассказывает директор отдела корпоративных вопросов компании «JTI Украина» Александр Когут. «Поскольку коды Codentify уникальны, генерируются в процессе производства и не хранятся в системе, их невозможно просчитать наперед, украсть, использовать в незаконных целях»,— говорит он.
Все данные в режиме онлайн будут поступать на сервер Миндоходов. Таким образом, данная цифровая технология даст возможность контроля над объемами производства табачной продукции, полнотой начислений и уплаты акцизного сбора, подтверждения аутентичности табачных изделий и мониторинга их движения по цепи поставок, уверен менеджер по вопросам фискального регулирования компании «Филип Моррис Украина» Алексей Калиниченко. Такая система, по его словам, применяется в Швейцарии с начала 2013 года, а перед этим проект тестировался полгода. Он заменил ежемесячную подачу около 15 отчетов.
В дальнейшем это позволит производителям постепенно отказываться от бумажной акцизной марки, считает менеджер по связям с общественностью компании «Империал Тобакко Юкрейн» Наталья Николаенко. Технология позволит потребителям проверять легитимность покупаемого товара, однако на первом этапе цель проекта — отслеживать производство сигарет. В полном объеме система заработает с 2017 года, прогнозирует господин Когут. Участники рынка не раскрывают сумму затрат на реализацию проекта, но отмечают, что готовы оплатить закупку оборудования для Миндоходов и небольших фабрик — Львовской, Феодосийской.
Собеседник в Миндоходов сообщил, что речь идет о значительных инвестициях. Один только сервер для министерства, на который будет поступать информация от производителей, он оценил минимум в 50 тыс. евро. «Очевидно, что он должен быть более мощным, чем серверы, которые установят на фабриках, а значит, дорогим»,— уточняет чиновник.
Производители обсуждают возможность запуска проекта с 2014-2015 года. Однако участники рынка отмечают, что только с помощью электронной акцизной марки сократить нелегальный оборот не удастся. Необходимо еще ввести обязательную регистрацию оборудования для производства сигарет и дать право на ввоз нетабачного сырья лишь субъектам, имеющим лицензию.
При этом непонятно, как предложенный механизм, приемлемый для табачной отрасли, будет реализовываться в сфере крепкого алкоголя. «Производство сигарет мы сможем контролировать, а хотелось бы контролировать весь оборот на рынке»,— резюмирует собеседник в ведомстве. Объемы теневого сектора в табачной отрасли оцениваются в 8,4%, в алкогольной — 40%.
На алкогольном рынке пока не готовы официально комментировать инициативу Миндоходов. Производители считают, что дело не в марке, ее может вообще не быть, как в США, а в наличии коррупции в контролирующих органах: им известно о нелегальном обороте спирта, из которого делается поддельная водка, а потом на нее клеится поддельная марка. «У каждой легальной бутылки есть свой „паспорт“, где указывается номер партии, время и место производства, какая смена была на разливе. И какой дополнительный эффект будет от электронной марки?» — недоумевает производитель. Еще один участник рынка говорит, что оценка стоимости проекта позволит выявить, насколько он будет эффективным: «Мы, как никто, заинтересованы в том, чтобы не было нелегальной продукции. Но контролирующие органы должны еще и выполнять свои функции, когда видят, что бутылка водки стоит дешевле, чем минимальная розничная цена».