В еврозоне вновь резко обострился долговой кризис? По словам главного экономиста немецкого подразделения итальянского банка Unicredit Андреаса Рееса (Andreas Rees), он был немало удивлен, узнав об этом из СМИ. Лично он никакой новой волны кризиса не замечает, заявил Реес в беседе с DW.
Одни видят кризис, другие — прогресс
Наоборот, эксперт указал на тот «значительный прогресс, которого добились проблемные страны при проведении как структурных реформ, так и мер экономии». Что же касается разразившегося в первые дни июля правительственного кризиса в Португалии, где в отставку подали министры финансов и иностранных дел, то Андреас Реес не склонен драматизировать этот политический конфликт в Лиссабоне.
А вот профессора Вольфганга Герке (Wolfgang Gerke) нервная реакция рынков и СМИ на португальские события ничуть не удивили. Известный финансовый эксперт считает, что долговой кризис никогда и не ослабевал: «Гигантские объемы ликвидности, предоставляемые Европейским центральным банком, и огромная финансовая помощь просто отодвинули этот кризис на задний план. Но он по-прежнему в самом разгаре».
В данный момент главным очагом кризиса стали называть именно Португалию. Правда, уже к пятнице, 5 июля, стало ясно, что коалиционное правительство в Лиссабоне устояло после громких отставок, и, таким образом, худшего варианта развития событий удалось избежать. Он состоял бы в досрочных выборах: на предвыборную кампанию и последующее формирование нового правительства ушло бы слишком много времени, которого у страны в ее нынешнем экономическом состоянии просто нет.
Станет ли Португалия второй Грецией?
Если ситуация в экономике окажется хуже, чем прогнозировалось, размеры португальского госдолга в 2014 году могут вырасти до 140 процентов ВВП, полагают эксперты Международного валютного фонда (МВФ).
Это будет означать, что к середине следующего года, когда истекает трехлетняя многомиллиардная программа помощи Евросоюза, Европейского центрального банка и МВФ, Португалия не сможет возобновить самостоятельное заимствование средства на рынке капитала. Иными словами, ей понадобится второй пакет помощи от тройки кредиторов.
В таком случае Португалия начнет напоминать Грецию, которая остается эпицентром долговых проблем еврозоны. В настоящий момент эксперты тройки кредиторов проверяют в Афинах выполнение условий получения очередного транша финансовой помощи. 3 июля, как раз в разгар португальского кризиса, греческому правительству пришлось признать, что оно не выполнило программу сокращения рабочих мест в государственном секторе и мало продвинулось в деле приватизации.
Андреас Реес, правда, считает, что «Греция уже очень многого добилась при реализации мер экономии». Тем не менее, госдолг возрос сейчас до 175 процентов ВВП. Это заставляет серьезно сомневаться в достижении поставленной стратегической цели: к 2020 году снизить размеры задолженности до 110 процентов ВВП. Вот почему различные эксперты заговорили в начале июля о необходимости и даже неминуемости еще одного списания греческих долгов.
Дискуссия о втором списании греческих долгов
Эта дискуссия стала второй причиной опасений по поводу новой волны долгового кризиса. Ведь если дело, действительно, дойдет до еще одного списания греческих долгов, то неминуемо пострадают европейские налогоплательщики, в том числе и немецкие, поскольку кредиторами сегодняшней Греции на 80 процентов являются государства еврозоны.
Профессор Вольфганг Герке убежден, что до назначенных на конец сентября парламентских выборов в Германии немецкие политики продолжат заверять общественность, что ни о каком новом списании греческих долгов не может быть и речи. «А вот после выборов в бундестаг все возможно», — поделился своими опасениями ученый, давно уже выступающий за выход Греции из еврозоны. Правда, эта тема заглохла вот уже год назад. Сейчас куда более вероятным кандидатом на выход из еврозоны представляется Кипр, ставший в начале июля еще одним источником тревог по поводу обострения долгового кризиса.
Никосия попросила Брюссель смягчить условия получения помощи в 10 миллиардов евро, но получила решительный отказ. Это усилило опасения, что кипрское правительство не сможет выполнить взятых на себя обязательств, и тогда острову либо придется просить о дополнительной помощи, либо объявлять об отказе от валюты евро.