В распоряжении оказалась таблица поправок ко второму чтению правительственного законопроекта N2515 о внедрении контроля над трансфертным ценообразованием. В течение двух недель рабочая группа при парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики обобщала предложения депутатов, а в понедельник отправила их на согласование в Министерство доходов и сборов. Уже завтра комитет должен утвердить окончательный текст документа для рассмотрения в сессионном зале в четверг. «Очевидно, что необходимо мнение разработчика законопроекта, а правительство пока молчит,— сообщили в комитете.— Если не будет ответа, документ будет принят в предложенном депутатами варианте». В Миндоходов заявили, что еще не успели проанализировать последнюю версию законопроекта — над ним одновременно работают три департамента.
Народные депутаты решили, что обычная цена должна определяться сторонами договора, а не просто соответствовать уровню рыночных цен. И хотя налоговики все же будут осуществлять контроль над операциями между связанными лицами внутри страны, под пристальное внимание попадут только связанные между собой предприятия, имеющие убытки или налоговые льготы. «Если в таком виде депутаты оставят эти нормы, этого контроля будет достаточно. С этой редакцией представители бизнеса соглашаются»,— отмечает глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.
Заместитель главы совета Федерации работодателей Дмитрий Олейник уверен, что торговые операции внутри страны и так достаточно контролируются путем применения обычных цен. При этом в комитете решили не менять механизм контроля над ценообразованием операций с резидентами стран, где уровень налогообложения на пять процентных пункта ниже, чем в Украине. Депутаты предлагали распространять контроль только на офшорные территории или повысить планку налога до 10 п.п. Порог операций — 50 млн грн в год с каждым контрагентом — останется без изменений. Парламентариями по инициативе бизнеса предлагались разные варианты: от 100 млн грн до 500 млн грн или введение переходного периода (с 2014 года — 150 млн грн, с 2015 года — 100 млн грн, с 2016 года — 75 млн грн). Господин Олейник не исключает, что компромисс будет найден. Исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко добавляет, что бизнес просит прописать процедуру подсчета этих операций.
Общей позиции относительно уровня штрафов в комитете до сих пор нет. Этот вопрос будет обсуждаться в среду: либо оставить нынешние 5% от объема контролируемой операции за неподачу отчетности, но прописать верхний предел санкций — не более 370 минимальных зарплат (то есть 424 тыс. грн), либо применять штраф в размере всего 170 грн. «Министерство непоколебимо в этом вопросе, хотя в перспективе они не исключают, что штрафы можно уменьшить, но после того как все научатся работать по правилам. А мы хотим сейчас»,— поясняет госпожа Дроговоз. Точно известно, что штрафы в размере 1 грн будут применяться в переходной период — весь 2014 год. Первая отчетность предприятий по новым правилам контроля над операциями будет подана до мая 2015 года.
Остался неизменным срок проверок — полгода с возможностью продления аудита еще на полгода. Учтены пожелания бизнеса, чтобы проверки осуществлялись в Киеве без привлечения территориальных подразделений, а также чтобы контролирующие органы не использовали другие методы определения рыночных цен, кроме примененных плательщиком. Представители предприятий считают, что подготовленный законопроект более либеральный, чем его первоначальная версия, хотя, по мнению господина Олейника, его суть осталась прежней — государство хочет регулировать цены. Нерешенным остается вопрос источников получения информации (их должен определить Кабмин). Госпожа Деревянко считает, что критерии их определения должны быть прописаны в этом же законе.
И если первичная документация будет предоставляться по требованию, то наличие нормы о «дополнительных документах» даст контролирующим органам дополнительный рычаг давления, отмечает Юлия Дроговоз. «Вот почему вопрос штрафов стоит так остро»,— поясняет она. А размытое понятие «связанных лиц», по мнению господина Олейника, приведет к трактовке этого явления не как прямой взаимосвязи, а как работа через посредников.