На украинский рынок выходит российская компания Pay-Me, которая предоставляет услуги мобильного эквайринга — приема платежей через смартфон и кардридер. Компания уже открыла офис в Киеве и планирует начать предоставлять свои услуги осенью.
«Мы являемся аналогом классического банковского POS-терминала — предоставляем сервис для приема карт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Оплатить можно будет практически все, кроме запрещенных международными платежными системами товаров»,— рассказал исполнительный директор Pay-Me Сергей Машковцев.
Для того чтобы начать принимать платежи, клиенту необходимо будет купить кардридер за $45-50 и установить бесплатное приложение на смартфон. Комиссия за платеж составляет 2,75%. В России партнером-эквайером Pay-Me является Альфа-банк, однако в Украине у него нет лицензии на эквайринг, поэтому компания ведет переговоры с несколькими учреждениями, названия которых не разглашаются. Pay-Me не будет получать лицензию для осуществления платежей ни в НБУ, ни в Нацкомфинуслуг.
«Технически эквайрингом занимается наш банк-партнер, мы лишь осуществляем посредничество — предоставляем оборудование, мобильное приложение и личный кабинет. Поэтому лицензия нам не нужна»,— отметил господин Машковцев.
До конца года компания намерена реализовать 5 тыс. кардридеров и привлечь около 2 тыс. клиентов.
В Украине аналогичный сервис уже два года предлагает ПриватБанк. На сегодняшний день им пользуется порядка 100 тыс. клиентов и загружено 150 тыс. приложений для смартфонов. Стоимость терминала у ПриватБанка составляет 20 грн, комиссия за платеж колеблется в пределах 1,5-2,7%. По словам руководителя центра электронного бизнеса банка Александра Витязя, таким образом обычно осуществляются покупка бытовой техники, оплата такси, услуг на дому, расчеты на рынках, в магазинах, торговых палатках, мини-отелях, а также платежи в пользу консультантов косметики и агентов страховых компаний.
Рынок безналичных платежей развивается чрезвычайно высокими темпами — по данным НБУ, платежные карты сейчас есть у 45,3 млн украинцев. Поэтому потенциальные участники рынка мини-платежей заинтересованы в таких расчетах.
«Страховой рынок движется в сторону онлайн-продаж, поэтому такой способ приема оплаты будет очень востребован»,— говорят в страховой компании «Провидна». В опрошенных службах такси также подтвердили заинтересованность в безналичных расчетах. «У нас можно расплатиться через стационарный терминал, а можно через смартфон»,— сообщили в службе такси «AP VIP».
Расчет при помощи такого сервиса возможен, так как предприниматели, получающие такие платежи, не обязаны выдавать покупателям чеки. «Предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, не обязаны устанавливать кассовые аппараты, но выдают чек по требованию покупателя»,— отмечает вице-президент Союза малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец.
Впрочем, такие платежи подходят не для всех расчетов. «Структурированный платеж должен содержать данные о коде подразделения, серию и номер полиса, код страхового агента и продукта, данные банка и полные ФИО клиента. Такую выписку мини-терминал не выдает, и их невозможно набрать вручную, кроме того, агент обязан получить квитанцию с печатью,— пояснил начальник управления организации банковских продаж департамента банковского страхования НАСК „Оранта“ Александр Шишко.— Кроме того, мини-терминал берет более высокую комиссию, чем банки, за операционное обслуживание». Еще одна проблема — представители бизнеса пока что опасаются работать с подобными техническими новинками. «Физические лица—предприниматели в общей массе не готовы к таким платежам, потому что для этого надо быть более продвинутым технологически»,— считает президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмелевский.