Вчера в крупных городах Франции было аннулировано около 1,8 тыс. рейсов из запланированных 7,65 тыс. из-за забастовки авиадиспетчеров, сообщили в Организации по обеспечению безопасности воздушного движения (Евроконтроль).
Накануне забастовки местное управление гражданской авиации обратилось к авиакомпаниям с просьбой сократить на 50% количество запланированных рейсов в Париж, Лион, Тулузу и Бордо. «Всех пассажиров предупредили о том, что перед вылетами следует консультироваться с авиакомпанией, и просили не регистрироваться на рейс заранее. Например, в Ницце был отменен 81 рейс из 220. В аэропорту „Марсель Прованс“ также отменили 50%, в Леоне отменили 43% рейсов»,— сообщила в интервью «Коммерсантъ FM» корреспондент международного французского радио RFI Елена Серветтаз.
В Украине был отменен дневной рейс авиакомпании Air France сообщением Париж—Киев—Париж. «Мы выполнили свой рейс в Париж, но с задержкой»,— сказала пресс-секретарь «Международных авиалиний Украины» (МАУ) Евгения Сацкая. В пресс-службе «Борисполя» сообщили, что пассажиры дневного рейса Air France смогли вылететь вечером. «Дипломаты намерены предоставлять максимальное содействие гражданам Украины в перерегистрации»,— проинформировал агентство «Интерфакс-Украина» и. о. директора департамента информационной политики МИДа Евгений Перебийнис.
Организаторы забастовки выступают против планов Еврокомиссии либерализировать сферу гражданской авиации и создать единое европейское воздушное пространство (проект «Единое европейское небо» — SES II). Проект был разработан еще в 2001 году. В Еврокомиссии считают работу европейских авиадиспетчерских служб неэффективной. По оценкам ведомства, нынешняя организация их работы прибавляет 42 км к протяженности среднего авиарейса, поэтому сейчас службы необходимо объединить и больше не поддерживать их на национальном уровне. Все национальные системы управления полетами будут объединены в девять функциональных блоков воздушного пространства, а планирование авиарейсов станет осуществляться новой европейской компанией по управлению этой системой, сообщает BBC. SES позволит сократить продолжительность воздушных маршрутов и время ожидания самолетов в воздухе. Благодаря этим мерам будут уменьшены выбросы двуокиси углерода в атмосферу и накладные расходы авиакомпаний, а воздушное пространство ЕС сможет втрое увеличить свою пропускную способность.
Авиадиспетчеры считают, что создание SES II приведет к ухудшению условий труда и к понижению уровня безопасности полетов. Главный профсоюз авиадиспетчеров Франции USAC-CGT и вовсе считает планы Еврокомиссии попыткой приватизации сектора. Европейская федерация работников транспорта охарактеризовала инициативу Еврокомиссии «бесконечным процессом либерализации, дерегулирования и сокращения расходов, для которой безопасность не является приоритетом». «Единое европейское небо будет поделено на девять специальных блоков. Каждая страна, например Франция, Германия, Швейцария, Голландия, Бельгия и Люксембург, будет отвечать за какой-то свой сектор.
Получается, что если этот проект будет введен, французские авиадиспетчеры потеряют статус, которым так дорожат. Это статус государственного служащего, у которого есть специальные надбавки и так далее. Вот именно против этого они и протестуют»,— объясняет Елена Серветтаз из RFI. Кроме того, прогнозируется, что проект может стоить 5 млрд евро, а это большие затраты.
Как ожидается, забастовка продлится три дня (с 9.00 до 17.00 по местному времени), сегодня к ней присоединятся диспетчеры из Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Португалии и Словакии. «Франция и Бельгия предупредили нас, что будут обслуживать всего 50% рейсов. Пока известно, что наш завтрашний рейс в Париж состоится. Однако на четверг у нас запланировано два рейса, один из которых, как нам сообщили, не будет обслужен. Сейчас мы решаем, отменять его или нет, этот вопрос пока открыт»,— сообщила Евгения Сацкая. Рейс МАУ в Брюссель также пока не отменен.