Надежды инвесторов не оправдались — дороги не пережили и одной зимы. Уже в апреле 2013-го новый глава «Укравтодора» Евгений Прусенко заявил, что часть дороги Киев — Харьков опять будут ремонтировать.

Кроме того, более 60% всех дорог в Киеве оказались в плачевном состоянии, и ремонтировать их будут до конца года.

Несмотря на оптимизм правительства, увеличение акцизов, по подсчетам экспертов, увеличит стоимость литра бензина на 2 грн и на 50 копеек — литра дизтоплива.В украинском дорожном ведомстве заявили, что немедленного ремонта требуют более 170 тыс. километров дорог на сумму свыше 500 млрд. грн. Бюджет на протяжении года может выделить только десятую часть необходимых средств. Даже при условии, что государство откажется от строительства всех новых дорог и сосредоточится только на ремонте. Ситуацию не меняет и тот факт, что в конце мая вице-премьер Александр Вилкул заявил о выделении дополнительно 4,4 млрд. грн. — на эти деньги летом обещают отремонтировать только 2,9 кв. км дорог.

Правительство предложило два пути спасения дорог. Первый — двойное повышение акциза на топливо и второй — передачу строительства и обслуживания части дорог в концессию. Оба предложения были восприняты с большой долей скепсиса и бизнесом, и простыми автомобилистами. Повышение акцизов грозит значительным ростом цен на бензин, а строительство частных дорог пока не прижилось в Украине и не особо привлекает инвесторов.

Вопрос цены

Только одно известие о возможном повышении акциза привело к росту цен на бензин. В среднем по Украине за май литр топлива подорожал на 10 копеек — не помогла даже профилактическая беседа министра энергетики Эдуарда Ставицкого с ведущими нефтетрейдерами, состоявшаяся в конце апреля.

Повышение цен неудивительно. Трейдеры закладывают в них «простор для маневра» на случай подорожания, чтобы сгладить скачок цен при повышении акциза. Кстати, в Мининфраструктуры считают, что этот сбор должен вырасти как минимум вдвое — с 48 до 96 евро за тонну дизтоплива и со 198 до 400 евро за тонну бензина. В противном случае «Укравтодор» не сможет собрать нужную сумму, чтобы залатать все дороги. Литр топлива при этом, по версии председателя «Укравтодора» Евгения Прусенко, должен подорожать только на 10-15 копеек. «Мы вынуждены будем пойти, возможно, и на непопулярные решения, например, отказаться от масштабного строительства, от огромных новых объектов. Но нужно срочно принять меры по сохранению дорог. Если мы этого не сделаем, есть опасность потерять вообще всю сеть», — заявил Прусенко, добавив, что нагрузки на дороги по сравнению с прошлым годом выросли вдвое, а интенсивность разрушений — в 16 раз.

В прошлом году сумма уплаченного с нефтепродуктов акциза, по данным Госказначейства, составила более 1 млрд евро.Несмотря на оптимизм правительства, двойное увеличение акцизов, по подсчетам экспертов, увеличит стоимость литра бензина на 2 грн. и на 50 копеек — литра дизтоплива. В результате это может подтолкнуть рынок еще больше уйти в тень — хотя и без этого, по оценкам специалистов, каждый пятый литр топлива в стране продается без уплаты налогов.

Стоит отметить, что топливный акциз был введен еще в 2011 году. До этого государство аккумулировало деньги на строительство и ремонт дорог, применяя транспортный сбор. Введя акциз, чиновники прогнозировали, что этот механизм финансирования «Укравтодора» ежегодно будет приносить более 820 млн. евро поступлений в год, так как транспортный сбор пополнял казну только на 685 млн. евро.

Реалии превысили самые смелые ожидания. В прошлом году сумма уплаченного с нефтепродуктов акциза, по данным Госказначейства, составила более 1 млрд. евро, или 11,1 млрд грн. Вместе с другими источниками финансирования дорожного хозяйства (сбор за первую регистрацию автомобиля и ввозные пошлины на транспортные средства, шины, нефтепродукты) «на дороги» собрали около 1,4 млрд. евро. Эта цифра могла быть и больше, но, по мнению директора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, из-за фальсификата и контрабанды в бюджет не доходит еще как минимум 1 млрд грн акцизных денег.

Частные пути

Даже на поступления от нового акциза украинские дороги можно только ремонтировать — и то не полностью. Нового дорожного строительства в ближайшее время ждать не стоит. Главная причина в дороговизне сооружения дорог. По словам Евгения Прусенко, один километр трассы первой категории (дорога в четыре полосы национального значения) стоит в среднем 50 млн грн.

В вопросе строительства новых дорог правительство рассчитывает на помощь частных инвесторов. Министерство инфраструктуры и «Укравтодор» готовят инвестпроекты, которые могут быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства. В правительстве считают, что одним из самых привлекательных проектов частной дороги может стать достройка кольцевой в Киеве. По прогнозам Госинвестпроекта, концессионный участок дороги длиной в 18 километров (с мостом через Днепр) должен соединить Столичное и Харьковское шоссе и будет стоить 428 млрд. евро. также перспективными могут оказаться проекты сооружения автодорог Краковец — Ровно (258 км) и Харьков — Новомосковск (209 км). Но пока власти только говорят об этих частных дорогах и не готовы даже объявить инвестиционный конкурс на их строительство.

Главное, что отпугивает частных инвесторов, — длительная окупаемость подобных проектов. По мнению аналитиков, если плата за километр трассы будет составлять 70 копеек, то окупаться она будет на протяжении 30-50 лет. И только при условии, что машино-поток по этой трассе будет составлять более 8 тыс. авто в сутки, то есть на трассу должны въезжать как минимум пять-шесть машин каждую минуту. Как заявили «Инвестгазете» в Европейской дорожной федерации, наполнить автомобилями платную дорогу можно при условии, если запретить транзитному грузовому транспорту передвигаться по альтернативным дорогам.

Но даже в этих условиях инвесторы не будут спешить вкладывать деньги. В «Укавтодоре» говорят, что в концессию могут войти люксембургская Gerlux Group S.A. или французская Vinci u Bouygues. Но пока в официальных планах этих компаний на 2013-й нет проектов в Украине. Их больше интересует Средняя Азия, где страны могут предоставить государственные гарантии обслуживания и наполнения машино-потоком платных дорог.