Предлагаемый к обсуждению документ в очередной раз (после вступления в силу 1 апреля 2011 года Раздела 3 Налогового кодекса) меняет правила налогообложения прибыли предприятий. Учитывая то, что проект закона вынесен на обсуждение лишь 27 мая и еще не зарегистрирован в парламенте, а его положения должны вступить в силу 1 января 2014, принцип стабильности налогового права — запрет на внесении изменений менее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода —  в очередной раз будет нарушен, не исключает юрист ЮФ Ильяшев и партнеры Андрей Сидоренко.

Особенности учета

В Украине уже давно стало нормой, что средние и крупные предприятия ведут отдельно налоговый, бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет. Это не уникальная особенность нашей страны, ситуация разделения бухгалтерского и налогового учета характерна для многих экономик,  отмечает партнер юрфирмы FELIX Оксана Кобзар. «Методика и стандарты бухгалтерского учета не актуальны и не применимы для принятия управленческих решений, не дают достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия. В бухучете мы рассчитываем финансовый результат работы компании, грубо говоря, как разницу между доходами и расходами. А согласно Налоговому кодексу, для расчёта налога на прибыль мы берем доход и отнимаем от него себестоимость продукта и другие затраты», - комментирует юрист.

При этом само государство определяет, что можно включать в себестоимость и какие еще затраты разрешается вычитать из дохода с целью определения налоговой базы. Иногда то, что в бухгалтерском учете относится к затратам, в налоговом учете отнесено к затратам только частично.

Аналогичная ситуация с учетом доходов — налоговый доход может быть меньше бухгалтерского (например, за счет льгот). Такое положение вещей породило явление под названием налоговые разницы.

Что предлагается в учете

Новый законопроект несколько меняет концепцию и предлагает для расчета налогооблагаемой прибыли пользоваться данными бухгалтерской (финансовой) отчетности. Объект налогообложения налогом на прибыль должен определяться путем уменьшения или увеличения финансового результата, рассчитанного по правилам бухгалтерского учета, на налоговые корректировки. Налоговые корректировки — это не тождественное налоговым разницам понятие. Фактически это затраты, уменьшающие или увеличивающие финансовый результат для расчета налога.

Похоже, законопроект не упрощает старое, а создает нечто новое, чему трудно дать оценку до тех пор, пока не столкнемся с практикой «По замыслу авторов, закон вдохнет жизнь в мертвый бухгалтерский учет, и бухгалтерам не нужно будет ни отдельно рассчитывать налоговую прибыль, ни считать налоговые разницы. Вместо этого нужно сконцентрироваться на бухгалтерском учете, данные которого теперь будут прямо использоваться для начисления налогов», — анализирует документ Оксана Кобзар. 

В Миндоходов уверены: если заложенная в законопроекте концепция будет воплощена, то ресурсы времени и персонала налогоплательщиков на подготовку налоговой отчетности должны значительно сократиться. Позволит ли проект реализовать эту идею, должны оценить эксперты в сфере бухгалтерского учета, но очевидно одно — налоговый учет полностью никуда не исчезнет, ведь после расчета финансового результата, как и прежде, плательщику нужно будет работать с налоговыми затратами.

О налоговых льготах

Проект отменяет введенные ранее как временные льготы для следующих категорий плательщиков: субъектов хозяйствования, реализующих инвестпроекты в приоритетных отраслях;  предприятий по добыче и использованию газа угольных месторождений; кинемографистов и мультипликаторов; производителей космической техники и детского питания, а также для отельеров.

Юристы отмечают, что льготы, ранее предоставленные в рамках реализации Закона «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики», не работали, поскольку до настоящего времени Кабмином не был утвержден перечень таких отраслей.

Известно, например, о сложностях в применении «отельной льготы», которая распространяется на ограниченное количество услуг отелей, но выдвигает очень высокие требования к претенденту на льготу. Речь идет о действующей с 1 января 2011-го до 1 января 2021 года норме об освобождении от налогообложения прибыли, полученной от предоставления гостиничных услуг в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды». «Очевидно, такие налоговые льготы, предоставленные гостиничному бизнесу, были направлены на развитие гостиничной инфраструктуры в Украине перед проведением Евро-2012. Сегодня, после завершения чемпионата, авторы проекта закона предлагают облагать доход от предоставления гостиничных услуг налогом на прибыль по ставке 23%, что является, по нашему мнению, вполне оправданным и логичным предложением», — считает юрист ЮФ Василь Кисиль и партнеры Татьяна Мацюк.

Ранее предоставленные льготы для приоритетных отраслей экономики не работали, поскольку до настоящего времени Кабмином не был утвержден перечень таких отраслейОтменен ряд льгот по обложению акцизным налогом. В число налогооблагаемых операций попали операции с муниципальными ценными бумагами, инвестиционными сертификатами, сертификатами фондов операций с недвижимостью, целевыми облигациями предприятий, исполнение обязательств по которым осуществляется путем передачи объекта (части) объекта жилищного строительства; операции эмитента ценных бумаг институтов инвестирования открытого типа, а именно операции по размещению, погашению, выкупу и повторной продаже.

Изменена дата возникновения налоговых обязательств по операциям с ценными бумагами. Проектом предусмотрено, что налоговые обязательства по таким операциям возникают не в день получения дохода, а в день перехода права собственности на ценные бумаги. Штрафные санкции за нарушения при взимании налога с операций по отчуждению ценных бумаг за период с 1 января по 31 декабря 2013 года будут применяться в размере 1 грн за каждое нарушение. Тем самым законодатель дает время привыкнуть к новым правилам.
Источник