Откуда ветер дует
В ходе последнего заседания правительства Азаров выразил недовольство тем, что общественность неправильно информируют о планах Кабмина. «Периодически граждан пугают „тайными злостными планами“ власти. То якобы тарифы собираются повышать, то зарплаты бюджетникам уменьшить. Последняя „страшилка“ — это якобы повышение акцизов на автомобильное топливо наполовину», — сказал Азаров. Однако премьер забыл упомянуть, что зачастую общественность узнает об этих планах от самих чиновников, которые озвучивают их то ли по неосторожности, то ли намеренно, с целью прощупать почву для своих дальнейших своих шагов. Уже произошел передел рынка сжиженного газа… За всем этим стоит один факт — это желание заработать деньги как на строительстве дорог, так и на монополизации рынка. О гражданах вряд ли кто волнуется.
Напомним, о возможности повышения вдвое акцизов на бензин и дизтопливо обмолвился глава Укравтодора Евгений Прусенко. По словам главного дорожника страны, именно акциз является основным источником финансирования строительства реконструкции и содержания. Он указал на возможность повышения акциза, в частности, на ДТ до 96 евро за тонну, независимо от содержания серы. Соответственно, посчитал Прусенко, цены на бензин могут вырасти на АЗС всего лишь на 10-15 копеек за литр.
Заявление Прусенко появилось не на пустом месте. Перед этим подобное предложение звучало из уст министра инфраструктуры Владимира Козака. Якобы министерство подало в Кабмин предложение о постепенном увеличении ставок акцизного сбора на нефтепродукты до размеров, равных минимальным среднеевропейским. Правда позднее министр заявил, что был неправильно понят. «Министерство инфраструктуры не повышало, и не будет этого делать… На сегодня вопрос о повышении акциза на дизельное топливо не стоит, а на бензин — даже не рассматривали этот вопрос», — подчеркнул Козак.
Но история на этом не закончилась. Уже 23 мая всплыла информация о том, что Министерство финансов вынесло на рассмотрение правительства законопроект о повышении сразу на 50% акцизного сбора на бензин и дизтопливо. Чиновники обосновали необходимость повышения тем, что это позволит найти средства на ремонт дорог. Позднее в Минфине попытались успокоить, заявив, что этот вопрос решается не так быстро, и может пройти немало времени прежде, чем повышению дадут ход. «Изменение налоговой нагрузки на одну из отраслей экономики требует всестороннего изучения влияния такого решения на состояние других отраслей», — отметили в ведомстве.
Министерство экономического развития и торговли также попыталось снять напряжение на рынке. Глава ведомства Игорь Прасолов начал успокаивать, что повышение акциза на бензин является лишь одним из пяти вариантов решения проблемы финансирования строительства и ремонта дорог. Среди этих вариантов — привлечение средств международных финансовых организаций и частных инвесторов. Кроме того, не исключено строительство некоторых транзитных дорог на условиях концессии.
Два документа
Подтверждение того, что «страшилки» о повышении цен на бензин все же могут стать реальностью, воплотилось в двух законопроектах. Один из них появился в стенах Минфина, и, как подозревают участники рынка, с подачи Мининфраструктуры.
Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук рассказывает, что 22-страничный документ, который видели немногие, больше напоминает технико-экономическое обоснование (ТЭО) возврата одного из кредитов госагентства автомобильных дорог. В этом же документе есть разделы, посвященные повышению акцизов. По информации Косянчука, документ предполагает постепенное повышение акциза с 2015 по 2018 годы: на бензин — до 500 евро за тонну, дизельное топливо — до 400 евро за тонну. «Более того, этим законопроектом предлагается отменить дифференцированные ставки на дизельное топливо в зависимости от его качества, что было мощным стимулом для нефтепеработчиков по модернизации производств», — указал он.
Предложение повысить акциз на бензин есть в двух законопроектах. Один из них предполагает постепенный рост ставок в течение нескольких лет, а второй — рост акцизов вдвое уже с января.Второй законопроект — «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых ставок акцизного налога» — был зарегистрирован депутатом Анжеликой Лабунской. Как утверждают СМИ, внефракционный народный депутат была близка к структурам бизнесмена Константина Жеваго. Автор законопроекта отмечает, что в Украине стоимость бензина в среднем в полтора раза ниже, чем в Европе. Поэтому документом предлагается поэтапно оптимизировать размер акцизного сбора на топливо в соответствии с европейскими стандартами. «Это позволит направлять собранные средства на строительство и ремонт автомобильных дорог страны в каждом отдельном ее регионе», — подчеркивает автор проекта. В отличие от предыдущего документа, законопроектом предлагается повысить акцизы в два раза уже с января 2014 года.
Фактор 2015
Повышение акцизов отразится не только на рынке нефтепродуктов, но и на всех сферах экономики, предупреждают операторы. Высокие цены приведут к падению потребления, а это вынудит предприятия повысить цены, чтобы удержаться на плаву.
Директор энергетических программ центра Разумкова Владимир Омельченко полагает, что сегодня на рынке наблюдается стагнация. Спрос на топливо падает и без повышения акцизов. Так, по итогам 2012 года потребление бензинов В Украине ушло в минус на 2%. Правда в консалтинговой группе А-95 указывают, что это связано с продолжающимся сокращением продаж низкооктановых марок. Но уже в апреле 2013 года, по данным Госслужбы статистики, розничная продажа бензинов снизилась на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. При этом поступления в бюджет за счет акцизов на нефтепродукты с начала года уменьшились на 36%. «Любое повышение акцизов на стагнирующем украинском рынке нефтепродуктов приведет в конечном счете к потерям государственного бюджета», — подчеркивает Омельченко.
Косянчук добавляет, что даже при сегодняшнем уровне акцизов стоимость топлива балансирует на грани покупательной способности большей части населения страны. При этом средний европеец тратит 5% своего дохода на бензин, в структуре же среднего дохода наших граждан топливо занимает 60%.
Эксперты не исключают, что вопрос об изменении ставок акцизного сбора может свидетельствовать о начале передела на рынке. «Уже произошел передел рынка сжиженного, нефтяного газа. Сейчас это переносится на рынок нефтепродуктов… За всем этим стоит один факт — это желание заработать деньги как на строительстве дорог, так и на монополизации рынка. О гражданах вряд ли кто волнуется», — подчеркивает Омельченко.
Одним из главных сдерживающих факторов для повышения акцизов являются предстоящие президентские выборы. Поэтому, скорее всего, до 2015 года повышения не произойдет. «Если власть хочет сохранить хотя бы видимую стабильность и не обострять ситуацию, не озлоблять людей накануне выборов, то она на это не пойдет. Хотя… Политическая система, которая находится в состоянии деградации, начинает принимать решения, которые играют против самой этой системы», — добавил эксперт.
Косянчук отмечает, что повышение акциза, и, соответственно, стоимости топлива только поднимет социальное напряжение. «Социальное напряжение вырастет до такого уровня, что в следующем году правительство будет вынуждено принять решение об отмене акциза», — считает он. Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн также не уверен, что правительство примет документ в ближайшее время. «Лично я не уверен, что в данной ситуации правительство пойдет даже на 20% увеличение налогов, как это предусмотрено законопроектом. Поэтому что касается цен, то в ближайшее время наоборот мы ожидаем снижения, так как ситуация на мировом рынке энергоресурсов достаточно благоприятная. Не исключаю, что в июне цена может снизиться на 20-30 копеек за литр», — сказал он в ходе интернет-конференции.
Станислав Погорилов