Как и Каховский завод, сегодня весь бизнес в Украине должен вести, по сути, два учета. Один — для бухгалтерских целей, второй — для нужд налогообложения. В том числе по этой причине на подсчет и уплату налогов в Украине бизнес тратит в среднем 491 час в год, свидетельствует рейтинг Doing Business-2013. Среднее время по Европе и Средней Азии — 260 часов в год.
В Министерстве доходов и сборов давно заявляли о том, что работу бухгалтеров нужно упростить. Первым шагом по сближению налогового и финансового учета стало принятие Налогового кодекса, говорит старший юрист ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Александр Майданик. В проекте закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс», опубликованном Миндоходов в конце прошлой недели, предлагается целый ряд новшеств, которые должны обеспечить дальнейшее сближение.
«Бизнес будет очень благодарен министерству за те улучшения в ведении отчетности, что предложены в этом документе», — убежден чиновник, близкий к руководству этого ведомства.
Если раньше для разных целей действовали разные правила расчета прибыли, то теперь, если правила вступят в силу, для определения суммы налогов нужно будет работать только с данными финансовой отчетности, корректируя их в сторону увеличения/уменьшения.Изменения, действительно, важны. «Если раньше для разных целей действовали отдельные правила расчета прибыли, то теперь, если правила вступят в силу, для определения суммы налогов нужно будет работать с данными финансовой отчетности, применяя к финансовому результату компании корректировки в сторону увеличения/уменьшения», — объясняет Майданик. Корректировки, прописанные в новой версии Налогового кодекса, будут применяться к отчетности о доходах и убытках компании.
К тому же, если новые правила вступят в силу, подача декларации по налогу на прибыль также будет упрощена и будет помещаться на 10 страницах, подчеркивает собеседник Forbes в ведомстве. «Авторы проекта закона упростили многие формулировки, и это должно упростить понимание Налогового кодекса бизнесом», — полагает старший юрист международной юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов.
Сама по себе идея изменений — очень хороша, но не для всех. Если эту идею реализовать грамотно, соглашаются юристы. Для компаний, которые и раньше придавали значение корректному ведению бухгалтерского учета, — к примеру, для дочек международных компаний, — это будет означать однозначное улучшение, говорит Майданик. Хотя для остальных может стать проблемой. «Многие украинские компании фокусировались в основном на налоговом учете, а к бухгалтерскому относились формально. Теперь им, возможно, придется это менять», — отмечает юрист.
Но и юристы, и бизнес опасаются дьявола, который кроется в мелочах. «Главное — не изобрести какого-то украинского «гибрида» двух учетов», -подчеркивает Куркурин. Его коллега из крупной металлургической компании, попросивший на него не ссылаться из-за политической чувствительности вопроса, согласен с этими опасениями. «Корректировки должны писать специалисты, то есть бухгалтера. Разработчики документа такими специалистами не являются. В итоге, то, как прописаны эти корректировки, вызывает большие вопросы, и выписаны они так, что особых улучшений ждать не приходится. К примеру, авторам документа нужно быть хорошо знакомыми с концепцией отложенного налога — но это не так», — резюмирует он.
Дарья Марчак