Из-за падения цен на сталь и руду «Метинвест» в прошлом году сократил прибыль EBITDA на 46%, до $1,99 млрд, чистая прибыль компании упала в четыре раза, до $435 млн. «В 2013 году мы не ожидаем существенного улучшения ключевых финансовых показателей», — сообщил Новиков.
Вопрос о дивидендах был одним из первых, который инвесторы задали финдиректору Метинвеста. $400 млн — рекордная выплата дивидендов среди металлургических компаний бывшего СССР по итогам прошлого года. На втором месте — «Евраз» Романа Абрамовича, чьи акционеры получили $147 млн после удачного для компании первого полугодия 2012 года. «Северсталь», заработавшая в 1,7 раз больше прибыли, чем «Метинвест», отдала собственникам в восемь раз меньше, $50 млн.
«Метинвест» платит дивиденды последние шесть лет, за это время акционерам досталось $2,8 млрд. По расчетам Forbes, около $2,1 млрд из них получил Ахметов. Он был единственным бенефициаром компании до 2007 года, когда состоялся обмен 25% акций «Метинвеста» на Ингулецкий ГОК и два метзавода Вадима Новинского и Андрея Клямко. В «Метинвесте» не успели уточнить правильность расчетов к моменту публикации, пообещав сделать это позже.
Прошлогодний кризис в металлургии не помешал Ахметову и партнерам вывести прибыль из компании. В 2012-м «Метинвест» заплатил собственникам $575 млн дивидендов, включая $140 млн задолженности за предыдущие годы. При этом компания снизила капитальные инвестиции на 34%, до $765 млн. В этом году «Метинвест» планирует вложить в свои предприятия $600-900 млн, сообщил Новиков.
Горно-обогатительные комбинаты, которые приносят группе основную прибыль, впервые за шесть лет отказались от выплаты дивидендов. Нераспределенными остались девять миллиардов гривен прибыли, полученной в 2012 году Северным, Центральным и Ингулецким комбинатами группы. Из-за этого стоимость акций предприятий упала на 15-25%, а миноритарии выстроились в очередь для продажи бумаг основному акционеру.
Куда идут дивиденды «Метинвеста»? Недавно СКМ купила у Нестора Шуфрича и Николая Рудьковского «Нефтегаздобычу» — крупнейшую частную газовую компанию страны. Сделка была профинансирована за счет дивидендов, полученных от промышленных холдингов Ахметова.
Андрей Самофалов, Евгений Дубогрыз