«Прямых рейсов из Казани, Уфы и Тбилиси в Симферополь нет, а определенный турпоток есть, — говорит гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. — Сейчас пассажиры из Казани и Уфы летают в Крым с пересадкой в Москве, из Грузии — с пересадкой в Киеве, так что новые направления могут быть интересными».
Единственным конкурентом AirOnix на маршруте Казань — Симферополь выступает российская «Ак Барс АЭРО», которая с июня будет выполнять два рейса в неделю на самолете Bombardier CRJ-200, способном перевозить не более 50 пассажиров. «Другие авиакомпании не подавали заявок на эти рейсы», — подчеркивает начальник полетно-диспетчерской службы Симферопольского аэропорта Антон Назаров.
Доход с одного рейса из Симферополя в Тбилиси с учетом 70%-й загрузки борта может достигать 150 000 гривен. Примерно столько же при аналогичных условиях AirOnix будет зарабатывать и на рейсах из Уфы и Казани. Это сопоставимо с выручкой, которую другие украинские авиакомпании получают на аналогичных маршрутах.
AirOnix также планирует закрепиться на рынке чартерных перевозок. С июня компания планирует выполнять рейсы из Киева, Львова и Одессы — в Тиват (Черногория), Варну, Бургас (Болгария), Сплит, Пула — Хорватия. Из Киева будут выполняться все эти рейсы, из Львова компания будет летать в Бургас и Тиват, из Одессы — в Тиват.
«По этим маршрутам чартерные рейсы много лет выполняют «Роза Ветров» и МАУ, — поясняет генеральный директор «Розы Ветров» Владимир Каменчук. — Эти рейсы выполняются много лет. Рынок насыщен. Ничего нового AirOnix предложить не сможет». По его данным, сейчас билет на маршруте Киев — Тиват — Киев стоит $290. По подсчетам Forbes, оборот рейсов туда — обратно при 70%-й загрузке Boeing 737-400 приносит около 250 000 гривен.
«В конце мая мы должны получить в лизинг четвертый самолет — Boeing 737-400, — отмечает Хайнацкий. — Он будет использоваться на чартерных программах, а во время пиковых загрузок летать по маршруту Киев — Симферополь. В среднем при хорошем налете Boeing 737 обходится авиакомпании в $200-240 тысяч в месяц».
Согласно оценке Владимира Каменчука, рентабельность авиаперевозок низкая — 2-4%. Авиакомпании зарабатывают за счет больших оборотов. «Естественно, AirOnix будет заполнять свои самолеты за счет пассажиров «Розы Ветров» и МАУ, — прогнозирует Каменчук. — Самый простой способ переманить пассажиров — демпинговать. Думаю, они им воспользуются, из-за чего пострадает рынок — компании получат убыток».
AirOnix планирует запустить рейсы из Киева в Москву, Питер, Барселону, Ригу, Стокгольм. «Госавиаслужба выдала нам назначения на эти маршруты еще в марте, — объясняет Хайнацкий. — Но на лето расписание полетов уже сформировано, поэтому выполнение этих рейсов начнется не ранее осени 2013 года или весны 2014-го».
Прошлый год AirOnix закончила с убытком 78 млн гривен и доходом 82,9 млн гривен.
Андрей Киреев