Несмотря на постепенный рост пользования мобильным интернетом в IV квартале прошлого года, нельзя сказать, чтобы операторы смотрели на этот сегмент излишне оптимистично: рынок практически не развивается. Основным препятствием интернета продолжают оставаться лицензии на связь стандарта UMTS, которые государство обещает продать операторам уже который год. Пока у основных операторов нет 3G-лицензий, они не могут обеспечить хорошие скорости передачи данных. В «Киевстаре», например, считают, что эта проблема решается порталами цифрового контента. По данным МТС, к примеру, около 50% владельцев смартфонов не используют их как интернет-устройства, а просто как голосовые телефоны. При том, что именно смартфоны признаны основным драйвером для развития дата-трафика. Это очень выделяет Украину на фоне других рынков.
Тем не менее, постепенно мобильный интернет вытесняет голосовой и SMS-трафик: украинцы все чаще пользуются VoIP-сервисами и сервисами обмена сообщениями в социальных сетях, вместо того, чтобы звонить и слать SMS.
Согласно оценке E&C, рейтинг* операторов мобильного доступа в интернет по количеству абонентов по итогам IV квартала 2012 года выглядит следующим образом:
№ | Провайдер | Количество абонентов по состоянию на конец IV квартала 2012 года (тыс.) |
1 | Киевстар | 11176 |
2 | МТС Украина | 8250,5 |
3 | Life:) | 2790 |
4 | Интертелеком (включая базу CDMA.ua)** | 960 |
5 | PeopleNet | 853,7 |
6 | Тримоб | 543,8 |
7 | Freshtel*** | 39 |
8 | Giraffe**** | 6,7 |
* Рейтинг носит оценочный характер. E&C (www.encint.com) оставляет за собой право пересмотра показателей данного рейтинга.
** Учитывается общая абонентская база, информации об объединении получена в IV квартале, в связи с чем возможны погрешности в оценке.
***Оператор может поменять систему учета абонентской базы
****Включены абоненты фиксированного широкополосного интернет с использованием беспроводных технологий доступа.
E&C (www.encint.com) и AIN.UA провели опрос ключевых игроков рынка, в котором попросили рассказать об основных событиях и тенденциях на рынке и дать прогноз на этот год:
«МТС Украина»
Иван Золочевский, генеральный директор
Какие, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка проявились во 2012 году, какой была главная новость рынка в этот период
Доходы от VAS растут, в основном, за счет большего потребления трафика. В передаче данных есть существенная динамика — 35-40%, но в диапазоне очень низкого потребления. Мы сегодня обрабатываем самые большие объемы трафика данных в Украине, но при этом количество трафика, потребляемого среднестатистическим пользователем, на порядок ниже, чем могло бы быть при наличии 3G. Недостаточная пропускная способность 2G-сетей сдерживает развитие рынка контент-услуг. В 3G-сетях гораздо больше видеоконтента, доступа к полноразмерным сайтам, а не их мобильным версиям и т.д., что, в свою очередь, помогало бы растить доходы от мобильного трафика.
Есть еще один нюанс, характерный для Украины вообще — до половины владельцев смартфонов используют их исключительно как speech phone и совсем не пользуются мобильным интернетом. Это говорит о том, что пользование мобильным интернетом пока еще не является доминирующей привычкой украинцев. Это сильно отличает Украину от других рынков. Мы постепенно меняем существующую модель пользования — за счет тарифной политики, применения новых тарифных моделей и пр. Ведь даже при отсутствии стандарта 3G в наших сетях 2,5G мы сегодня можем обрабатывать больше трафика, давать больше скоростей и больше емкости
Прогнозы развития рынка в этом году году, планы вашей компании
В этом году в отношении мобильного интернета мы нацелены на то, чтобы изменить существующую модель пользования — за счет тарифной политики, применения новых тарифных моделей и пр. Но приоритетом нашей работы является модернизация сети, с помощью которой будем увеличивать доходы, в том числе, от VAS.
Ведь даже при отсутствии стандарта 3G в наших сетях 2,5G мы можем обрабатывать больше трафика, давать больше скоростей и больше емкости. Поэтому наша текущая деятельность направлена на то, чтобы технически расширить возможность обслуживать большие объемы трафика.
«Киевстар»
Вячеслав Джулай, менеджер по предложениям передачи данных
Какие, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка проявились во 2012 году, какой была главная новость рынка в этот период
В 2012 году операторы мобильной связи увеличили портфель «пакетных» предложений мобильного интернета. Продажа дата-трафика «помегабайтно» все больше теряет свою актуальность, поскольку количество пользователей и объемы трафика существенно растут, и продажа по принципу «плата за каждую единицу» не обеспечивает этот рост. Поэтому в 2012 году в пакетах мобильного интернета «Киевстар» были в два раза увеличены объемы нетарифицируемого дата-трафика. Были также расширены возможности услуги «Интернет без границ» (неограниченное количество мегабайт за абонплату всего 1 грн в день). Эта услуга доступна абонентам «Киевстар» всех форм обслуживания. Благодаря внедрению пакетных тарифов затраты клиентов на мобильный интернет снизились в десятки раз.
Одним из трендов в мобильном интернете стало развитие операторских «брендовых» онлайн — магазинов приложений, игр, видео-порталов, где можно получать цифровой контент без платы за интернет-трафик. Абоненты оплачивают только ежедневную или еженедельную подписку. В 2012 году «Киевстар» ввел целый ряд таких онлайн-магазинов: App.club, видео-портал, «магазин умного контента» и др. сервисы. Отсутствие лицензий на 3G ограничивает операторов в предоставлении абонентам высоких скоростей, необходимых для доступа к цифровому мультимедийному контенту, а такие порталы решают эти задачи.
Еще один тренд — «интернетизация общения». Благодаря значительному удешевлению стоимости data-трафика в пакетных тарифах, мобильный интернет становится заменителем традиционных голосовых услуг через VoIP-решения, а также перебирает на себя функцию обмена сообщениями через общение в социальных сетях и использование интернет-мессенджеров. WAP услуги практически себя изживают (как и контент, ранее распространяемый через WAP), весь трафик переходит в полноценный WEB.
Прогнозы развития рынка в этом году, планы вашей компании
Поскольку вопрос о выделении операторам лицензий на услуги 3G до сих пор не решен, вряд ли стоит ожидать каких-либо существенных изменений на рынке мобильного интернета К сожалению, рынок стагнирует, или демонстрирует «вялотекущее» движение. Того прорыва, который переживают телеком рынки стран, где получили развитие услуги 3G/LTE, в Украине пока не наблюдается.
Life:)
Денис Захаренко, директор по маркетингу
Какие, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка проявились во 2012 году, какой была главная новость рынка в этот период
2012 год не стал для рынка мобильной связи выдающимся. По сути, можно говорить о стагнации на нем. За прошедший год стало вполне очевидно, что голосовые услуги достигли уровня, когда им некуда расти. Рынок мобильной связи заработал 3,9 млрд. долларов — это тот же показатель, что и был на конец 2011 года. Более того, доля доходов от мобильной связи в 2012 году уменьшилась в структуре доходов услуг связи с 67,7% в 2011 году до 66,3% в 2012 году. Продолжает увеличиваться технологический разрыв между украинским рынком и рынками соседних стран, поскольку до сих пор не ясны перспективы появления технологий новых поколений связи в Украине.
Из позитивных трендов можно назвать продолжающийся рост популярности мобильного интернета, рост количества смартфонов и планшетов, несмотря на фактическое отсутствие 3G-технологии в Украине. Это свидетельствует о готовности пользователей мобильной связи к потреблению услуг мобильного интернета в значительных объемах.
Прогнозы развития рынка в этом году, планы вашей компании
В этом году life:), прежде всего, активно работает в направлении дальнейшего увеличения емкости сети. Этот вопрос является первоочередным в виду роста абонентской базы и количества смартфона в сети (+46% за год), а соответственно и увеличения потребления мобильного интернета (+97%).
Относительно прогнозов для рынка, то здесь многое зависит от действий регуляторных органов и от того, какое развитие получат нынешние законодательные инициативы. Это касается и прихода 3G и LTE в Украину. Все операторы постепенно, в той или иной мере, готовятся к их появлению на рынке, да и рынку они
необходимы для дальнейшего развития, что доказывает рост популярности мобильного интернета. Скорость же распространения таких услуг на массовом рынке будет полностью зависеть от требований, которые будут поставлены для получения лицензии, а также условий к самому внедрению технологий.
PEOPLEnet
Михаил Пайкин, генеральный директор
Какие, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка проявились во 2012 году, какой была главная новость рынка в этот период
Оператор PEOPLEnet на базе технологии DPI (Deep Package Inspection) запустил популярные сервисы и дополнительные услуги, например, услуга «Ночной отрыв», которая предоставляет доступ к самым популярным социальным сетям в ночное время суток без платы за трафик.
Прогнозы развития рынка в этом году, планы вашей компании
Оператор PEOPLEnet планирует запустить тарифную линейку безлимитных тарифных планов, которые будут разработаны и запущены на технологии глубокой инспекции пакетов DPI. Введение новых тарифных планов — это новый подход в формировании тарифной политики мобильного интернета на рынке Украины. Также планируетсярасширить линейку дополнительных услуг с учетом индивидуальных потребностей абонентов, таких как, например, услуга «Геймер».