«Вариант консорциума нужно вообще отбросить как вариант для серьезного анализа эффективного управления украинской ГТС, прежде всего потому, что такого рода объединение усилий компаний требуется для создания и управления новыми мощностями», — полагает эксперт по вопросам энергетики Александр Нарбут.
Он подчеркнул, что даже при сооружении газопроводов в обход Украины ее ГТС будет в перспективе до 2020 года ежегодно пропускать не менее 60 млрд кубометров российского газа и будет важной для поставок на рынок Европы с учетом прогноза потолка поставок Газпрома до 150-160 млрд куб. м.
Эксперт Александр Чалый в свою очередь заявил, что экономику ГТС страны нужно выстроить так, чтобы даже в случае падения прокачки газа ее доходность, эффективность и рентабельность сохраняли прежний уровень.
Кроме того, по мнению аналитика, в случае если объемы транзита российского газа через украинскую ГТС будут резко изменяться, менеджмент НАК Нафтогаз должен будет по-новому определить тарифы на прокачку газа.
Чалый отметил, что создание международного консорциума по управлению украинской ГТС может иметь смысл лишь тогда, когда в результате этого гарантировано снимется вопрос построения трубопроводов в обход страны, что приведет Украину, а также и саму Россию, к углубленной интеграции в европейское энергетическое пространство.
Эксперт центра Разумкова Владимир Омельченко полагает, что украинская ГТС может сохранить свой смысл лишь в европейском контексте. Он считает, что потенциальный консорциум по управлению ГТС с участием Газпрома даст Украине возможность сохранить существующие объемы прокачки российского газа.
Омельченко добавил, что власти РФ сами утверждали, что даже если будет организован консорциум, то приоритетом останется сооружение Южного потока, а расходы на его создание можно будет окупить только через перевод части транзита газа из украинской ГТС в новый газопровод.
Кроме того, украинские эксперты не верят, что круглый стол по поводу будущего украинской ГТС, который состоится 3 мая в Брюсселе, принесет какие-либо плоды.
Напомним, что Газпром отказался обсуждать будущее украинской ГТС в Брюсселе.