«Тот факт, что ежегодно наблюдалась инфляция в пределах 10% — это вполне понятно и даже не столь критично для Украины, как для страны с переходной экономикой. Более того, в кризис за счет усиления импортной составляющей мы видели даже более существенный рост. Смущает его резкий спад в 2012 до дефляции по итогам года и первого квартала 2013 года», — сказал Тимошенко.
Эксперт напомнил, что, согласно данным Госстатистики Украины, кумулятивный показатель инфляции за последние 7 лет перетерпел существенные метаморфозы: в 2007 году он составлял 10,2%, в 2008 году — 22,5%, в 2009 году — 20,4%, в 2010 году — 11,2%, в 2011 году — 7,7%, в 2012 году — 2,9%, а в I квартале 2013 года — (-) 0,5%.
При этом, по словам Тимошенко, «переломным» 2012 год стал хотя бы потому, что уже с его начала инфляция рассчитывалась по обновленным набором потребительских товаров и услуг. В список были добавлены 39 новых позиций, в основном — малоэластичних по отношению к доходам населения, среди которых: кондиционер, ноутбук, флэш-накопитель, оливковое масло, оплата отдельных услуг, аренда. В то же время некоторые старые позиции, более подвержены изменениям, были исключены.
Поэтому, отметил эксперт, если говорить о покупательной способности гривны как о фактической возможность покупать какой-то зафиксирован объем благ, то новый состав потребительской корзины и рацион его потребления дает уже не столь четкое понимание о реальной ситуации.
«Кроме того, следует учесть и тот факт, что недавние выборы и политика нового правительства предусматривали повышение заботы о менее защищенных слоях населения, фиксацию в ручном режиме цен на отдельные социально значимые виды товаров. Это, вместе со стимулированием курса гривны за счет валютных интервенций НБУ привело к упомянутым выше показателей», — отметил Тимошенко.
Он отметил, что как только курсообразование стало более плавающим, а цены на товары потеряли часть поддержки — сразу наметился некоторый рост.
«Как, например, это произошло с ценами на хлеб или некоторые группы продуктов в связи с приходом новогодних и рождественских праздников», — сказал он.
Эксперт также обратил внимание на то, что за время кризиса украинская валюта по отношению к доллару обесценилась почти вдвое, отыграв несколько за последние два-три года.
«То же самое можно проследить, если обратиться к несколько неформатного, но все же авторитетного» индекса Биг Мака «гривна по сравнению цен на самый популярный в мире сэндвич недооценена на 46,6%. Для Украины это тоже может быть определенной мерке покупательной способности, так как Украина во многом импортозависимая страна и привязана к обменному курсу — ей нужны газ, нефть и производные, продукция машиностроения, готовые продукты питания и многое другое », — сообщил эксперт.
В этом контексте, констатировал он, из-за кризиса украинская валюта обесценилась в полтора раза, но сейчас постепенно восстанавливает свои позиции, в частности, из-за сокращения потребления импортных энергоносителей, мер НБУ по укреплению гривны, первых результатов политики импортозамещения, восстановление экономики по отдельным направлениям и кризисные явления в самой экономике США.