Процесс переговоров с МВФ уперся в вопрос о гибком курсообразовании, которое необходимо украинскому финансовому рынку. К примеру, председатель совета директоров «ICU» Валерия Гонтарева предложила официальный курс НБУ определять ценой гривны на межбанке. По просчетам экспертов удешевление гривны на 8-10% даст возможность существенно улучшить макропоказатели.
Зампред Сбербанка России в Украине Дмитрий Золотько и специалист по инструментам с фиксированной доходностью Deutsche Bank Евгений Полищук отметили, что ожидают курс через год на уровне 9,3-9,4 гривны за доллар США. Их посыл не подержал представитель USAID/FINREP-II Джон Краули, который отметил: «Вопрос валютного курса сейчас не стоит и пяти копеек. Да, ранее мы ожидали девальвацию до 40%, однако она не случилась. Рынок всегда выигрывает в итоге, а гривна в долгосрочной перспективе может даже укрепиться». Причиной такого прогноза не столь значительные госдолги Украины по сравнению с большинством развитых стран. Однако он также добавил, что краткосрочное удешевление гривны может привезти к удорожанию долга, что не выгодно для правительства.
К тому же было отмечено, что отсутствие инфляционных процессов не заслуга Нацбанка, а последствие вялой экономики. Однако начальник управления стратегии денежно-кредитной политики НБУ Владимир Лепушинский отметил, что до конца года инфляция еще может дорасти до ожидаемых 6%. Он также отметил, что основной целью НБУ является стабильность цен и национальной валюты, а не бездефицитность платежного баланса.
Позитивная тенденция на наличном валютном рынке в марте, когда объем покупки населением валюты превысил объем ее продажи всего на $2,7 млн, в апреле лишь укрепилась, утверждает Владимир Лепушинский: «С начала этого месяца население больше продало валюты, чем купило. В таких условиях рынок сам себя балансирует». По его словам, с декабря 2012 года депозиты в национальной валюте растут быстрее, чем в иностранной, а с февраля этого года зафиксирована тенденция конвертации валютных депозитов в гривневые. Он также указал, что доля долгосрочных депозитов с начала текущего года увеличилась с 34,7% до 36,1%.
Михаил Василенко