Этого количества достаточно, чтобы существенно — на несколько процентных пунктов — скорректировать объемы продаж «запрещенных» продуктов и нарастить потребление товаров-заменителей. Как правило, наиболее строго ограничения придерживаются в первую и последние недели поста.
Максимальное проседание продаж (см. таблицу) фиксируют представители молпрома. Больше всего сокращаются объемы реализации цельномолочной продукции — кефира, молока, ряженки — приблизительно на 20%. На втором месте — производители мяса птицы и яиц. Хорошо для бизнесменов только то, что отрицательная динамика не является сюрпризом. «Снижение объемов реализации в период Поста происходит ежегодно и закладывается в бизнес-план изначально», — объясняет директор по общим вопросам комплекса «Агромарс» Алексей Марченко.
Параллельно растут продажи овощей и особенно грибов, которые являются заменителем животного белка. «Потребитель старается выровнять потребность в калориях за счет других видов продукции, например, грибов и фасоли. Что касается последней, то на этот белковый субститут продукции животного происхождения цена остается неизменной по сравнению с прошлым годом», — отмечает Тарас Гагалюк.
«Рост потребления грибов в этот период — минимум 30%. Правда, в мае начинается спад, который усугубляется летом», — добавляет Геннадий Матвеенко, исполнительный директор Союза грибопроизводителей Украины.
Традиционный рост потребления овощей в период Поста составляет 15-20%, однако высокое предложение продукции на рынке не позволило ценам вырасти. «Производители, которые ожидали в первую неделю Поста существенного прироста стоимости своей продукции, остались разочарованными», — констатирует руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман. По ее словам, рост цен на овощи начался на прошлой неделе, но фактор Поста в данном случае был вторичен. «Сыграло роль уменьшение количества качественных овощей и активизация закупок овощей для экспорта в Россию», — поясняет она.
По наблюдениям Тараса Гагалюка, высокими — на уровне прошлого года (23-25 грн/кг) — остаются цены на помидоры. Прибавили в цене капуста, картофель и морковь. «А стоимость огурцов хотя и снизилась, но они все равно остаются продуктом высокого ценового сегмента в период начала весны, поэтому заметного позитивного влияния на спрос это не имело», — подчеркивает он.
Ряд категорий пищевых товаров остается вне влияния фактора Поста. «Потребление хлеба в этот период сохраняется на среднемесячном уровне, совершенно ровная динамика. Разве что непосредственно накануне Пасхи резко вырастает спрос на куличи», — говорит генеральный директор ассоциации «Укрхлебпром» Александр Васильченко. Также на спад продаж по религиозным мотивам не жалуются представители алкогольных компаний.
Как сказалась религиозная традиция на разных категориях продуктов питания
Категория | Динамика объемов продаж за период Великого поста | Динамика цен |
Свинина и мясо-колбасные изделия | от -4% до -5% | до -5% |
Мясо птицы | -10% | от -7% до -8% |
Яйца | -10% | -10% |
Молочные продукты | -20% | до -5% |
Овощи (борщовый набор) | от +15 до +20% | от +0,5 до +2,3% с 5 марта по 9 апреля (по данным НИИ «Украгропромпродуктивность») от +2,5 до +16,4% с 5 марта по 9 апреля (данные Минэкономики). Ведомство зафиксировало снижение цен на капусту (-4,8%) +100% с 25 марта по 15 апреля (данные «АПК-Информ: овощи и фрукты»)* |
Фрукты | от +10 до +15% | +10% |
Грибы (шампиньоны) | +30% | до +5% |
Результаты исследования компании «АПК-Информ: овощи и фрукты» подверглись критике со стороны Минагрополитики. Существенное различие в статистических данных представители НИИ «Украгропромпродуктивность» объяснили методологическими особенностями расчетов.
Анна Ковальчук