Вопрос в том, правильно ли выбрано это направление. По заказу Министерства доходов, Институт экономических исследований и политических консультаций совместно с Немецкой консультативной группой подготовил исследование о том, сможет ли внедрение вместо НДС другого непрямого налога принести пользу Украине. Эксперты считают, что нет. Почему?

Повод для претензий

Камни в сторону НДС летят не впервые, и далеко не случайно. Налог на добавленную стоимость — ключевой для доходов бюджета. В 2013 году он должен обеспечить 42% поступлений госбюджета Украины — это 154 млрд гривен. Еще 22,4 млрд гривен Кабмин получил бы, если бы не льготы по уплате НДС — во столько оценивает Министерство финансов потери бюджета от существования льгот в 2013-м.

Но налог очень сложен в администрировании и создает большое пространство для оптимизационных схем. По разным оценкам, из-за ухода от уплаты этого налога бюджет Украины недополучает до 25% от чистых поступлений по НДС, в странах ЕС эта цифра в среднем составляет лишь 10%, говорят авторы исследования.

При нулевой ставке НДС, экспортеры уплачивают налог в нашей стране, а затем получают его возмещение из бюджета. Это также создает пространство для злоупотреблений, причем, с обеих сторон.К тому же, чтобы избежать двойного налогообложения, экспорт из Украины облагается нулевой ставкой НДС — ведь затем предприятия платят этот налог и в стране ввоза товара. Но на деле они все же уплачивают налог в нашей стране, а затем получают возмещение НДС из бюджета. Это также создает пространство для злоупотреблений — причем, с обеих сторон.

Поэтому идея отказаться от НДС и заменить его на другой налог появлялась уже не раз. Еще в 2005 году Минфин разработал три сценария замены налога, говорит глава Академии финансового управления при Минфине Татьяна Ефименко, тогда — советник и руководитель группы советников первого вице-премьер-министра Украины (в правительствах Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова).

Но основных вариантов замены и тогда и сейчас было два: налог на потребление и налог с оборота.

Оборот потребления

Классический налог на потребление, в виде налога с продаж, уже многие годы существует в Соединенных Штатах. Экономисты из Института экономических исследований считают, что если и пробовать заменить НДС, то именно на общий налог с (розничных) продаж. Источник, близкий к руководству Министерства доходов, говорит, что идею внедрения такого налога в Украине уже рассматривают.

Главный аргумент в пользу налога с продаж — простота его сбора. Ведь платить налог должен конечный продавец. К тому же, экономическая теория гласит: если оба налога — налог с продаж и НДС — собираются идеально, то они обеспечивают и равные поступления в бюджет, говорят в своем отчете экономисты Александра Бетлий, Рикардо Джуччи и Роберт Кирхнер. База для двух налогов одна и та же: конечное потребление товаров и услуг. Но это в теории. На практике не обходится без проблем.

Экономическая теория гласит: если налог с продаж и НДС собираются идеально, то они обеспечивают и равные поступления в бюджет. База для двух налогов одна и та же: конечное потребление товаров и услуг. Но это в теории.Когда о введении в Украине налога с продаж задумались в середине нулевых, разработчики столкнулись с проблемой — как точно квалифицировать конечного потребителя, к примеру, при продаже цветов? Если не разобраться, платить налог можно дважды — и при продаже розничному покупателю, и при продаже частникам, продающим цветы в ларьках. «Дьявол в мелочах, и эти мелочи способны обернуть во вред любое хорошее начинание», — говорит Татьяна Ефименко.

К тому же, меньше уклоняются, как правило, от налога с продаж, но и поступлений в бюджет он по факту дает также меньше. Налог с продаж редко в какой стране превышает 10% — при большей ставке бизнес начинает поголовно уходить в тень, говорит Александра Бетлий из Института экономических исследований. Но эффективная ставка НДС в Украине (то есть разница между уплатой и возвратом НДС) сейчас выше. Значит, если вместо НДС ввести в Украине налог с продаж в размере 10%, то бюджет недополучит как минимум 15 млрд гривен.

Второй вариант — налог с оборота. Летом 2012 года налоговики даже смогли озвучить конкретные ставки — 2% с операций. Как и налог с продаж, собирать налог с оборота значительно проще чем НДС — просто «взяв» процент от объема реализации у предприятия. Налог с оборота позволит перекрыть налоговые ямы, считает Александр Клименко.

Но спасет ли это бюджет — вопрос. Если ставка налога будет 2%, то поступления в бюджет составят 4,9% ВВП. При ставке 7% — 16,8% ВВП, подсчитали Бетлий, Джуччи и Кирхнер. Но ставка налога с оборота в 7% чрезмерно высока, и просто не позволительна для экономики, считают они. Если же ставить ее на приемлемом уровне в 2%, потери для бюджета будут чувствительными (НДС в 2011 году обеспечивал 10% ВВП).

К тому же, налогом облагается каждый этап производства и оборота продукции. В результате, чем меньше звеньев в производственной цепи — тем выгоднее работа. А это никак не способствует узкопрофильным производствам, говорит Ефименко. «Кумулятивный эффект налога с оборота тем больше, чем больше перепродается конкретный товар. А, значит, правительство облагает налогом не только его добавленную стоимость, но и расходы, понесенные на его производство и реализацию», — говорят в своем отчете экономисты.

В 2005-м Кабмин рассматривал три разные ставки налога с оборота для производств с разным уровнем переработки продукции: 3% — для «черных» заготовок, 5% — для продукции с одним переделом, и 7% — для конечной стадии.Найти выход и в этой ситуации можно. В 2005-м Кабмин рассматривал три разные ставки налога с оборота для производств с разным уровнем переработки продукции: 3% — для «черных» заготовок, 5% — для продукции с одним переделом, и 7% — для конечной стадии. «Такие ставки заменили бы НДС по объему поступлений, и при этом обеспечили бы дифференцированный подход к уплате налогов для производств с разным уровнем добавленной стоимости», — говорит специалист. Хотя за последние 8 лет структура экономики сильно изменилась, а значит, для рассчета размера ставок нужно проводить новые исследования — и выносить их на обсуждение с бизнесом, оговаривается Ефименко.

«При современных теневых оборотах, возможно, такой налог, и мог бы быть использован какой-то период времени в составе антикризисных мер», — говорит она. Но тогда встает вопрос об эффективности и легкости администрирования налога. В 2005 году в министерствах не смогли дать гарантии, что она будет достигнута. Не говоря уже о том, что замена налога приведет к осложнениям в международной торговле. На ноябрь 2011 года лишь в 11 странах и 9 территориях в мире не было НДС.

Третий путь

У главы Министерства доходов и сборов Александра Клименко свой рецепт: он предлагает одновременный сбор НДС и налога с оборота. Это лучше всего позволит перекрыть налоговые ямы в экономике. Именно такой «священный союз» лучше всего позволит перекрыть налоговые ямы в экономике, говорил он. Сейчас при Миндоходов над этой идеей работают сразу две команды консультантов — из Ernst&Young и PwC.

Прецедентов подобных решений в мире еще нет, говорит Бетлий. Татьяну Ефименко смущает не это. «Любая новация — это хорошо, ведь она позволяет двигаться дальше. Вопрос в том, чего этой новацией хотят добиться. «Одновременный сбор двух налогов возможен, но для этого необходимо учесть все нюансы и тонкости, иначе администрирование налогов станет слишком большой нагрузкой для бизнеса, и никак не будет способствовать улучшению ситуации с уплатой налогов», — говорит она.

Экономисты из Института экономических исследований и политических консультаций считают, что оптимальный налог для страны — все же НДС. Тем более, что эффект от сбора налога в Украине довольно высок, даже по сравнению со странами Евросоюза. Если в Украине в 2011 году поступления НДС составляли 10% ВВП Украины, в странах ЕС это в среднем 7,1%, говорится в отчете. Ефименко отмечает, что третьей альтернативой НДС может быть реверсивный порядок уплаты этого налога — когда рассчитывать и платить сбор должны не продавцы, а покупатели. В России так уже уплачивают НДС в строительной и деревообрабатывающей отраслях. В Украине в свое время рассматривали его введение при продаже металлолома.

Дарья Марчак