Выводы неоднозначные. С одной стороны, от нового Кодекса есть положительный эффект. Например, вместо меры пресечения в виде лишения свободы теперь подозреваемого могут взять под домашний арест. Этим правом с начала года воспользовались 250 человек. Но есть и негативные моменты, к примеру, в марте количество задержаний и обысков выросло на 25-50% по сравнению с январем и февралем. «Объяснение — органы расследования освоили большинство новых положений и процедур УПК и начали активно их использовать», — считают авторы отчета.

 

Еще одна проблема нового УПК — мифы вокруг документа, которые не перестают появляться в прессе. В Центре политико-правовых реформ насчитали 13 таких домыслов. Forbes выбрал те из них, которые могут коснуться бизнеса. 

1. Миф: можно подавать анонимные заявления о совершении уголовного правонарушения.

Реальность: данные (фамилия, имя, отчество) о потерпевшем или заявителе должны быть в обязательном порядке внесены в Единый государственный реестр досудебных расследований.

2. Миф: можно проводить обыск без санкции суда.

Реальность: обыск может проводиться только с разрешения следственного судьи. Исключение — ситуации, когда проникновение в жилище — вопрос жизни человека.

3. Миф: у спецслужб появится больше возможностей контролировать частную жизнь.

Реальность: для 7 из 9 мероприятий (например, аудио- и видеоконтроль лиц, арест и выемка корреспонденции) нужна санкция суда, чего не было раньше.

4. Миф: по новому УПК невозможно вернуть вещи и документы, которые были изъяты при незаконно проведенном обыске.

Реальность: изъятые во время обыска предметы, на которые не было предварительного разрешения суда, считаются временно изъятым имуществом. Обвинение должно обратиться в суд с ходатайством о его аресте или вернуть имущество.

5. Миф: привлечение стороной обвинения «карманных» адвокатов при проведении некоторых следственных действий.

Реальность: если защитник (при условии, что его предупредили за три дня) не явился, например, на допрос, суд или сторона обвинения может привлечь другого защитника. Но выбирать его будет не следователь или прокурор, а координатор Центра правовой помощи из списка адвокатов.

6. Миф: показание с чужих слов — новая проблема для уголовного производства.

Реальность: этот вид доказательства давно существует в мире. Чтобы избежать злоупотреблений этой нормой, в Кодексе прописаны ограничения: такие показания не могут быть единственным доказательством и должны определяться двумя сторонами.

Екатерина Сыченко