По данным Ъ, одновременно компании продолжают наращивать задолженность перед клиентами. Участники рынка уверены, что если Моторное (транспортное) страховое бюро срочно не перейдет к решительным действиям, к концу года на рынке может произойти коллапс. Падение рынка автогражданки, которое началось в августе минувшего года, в феврале прекратилось. Если в январе темпы сокращения страховых премий составили 9,2%, то в январе-феврале они выросли на 0,4%. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), за два месяца страховые компании (СК) заключили 1,2 млн договоров (+6%), по которым получили 354,1 млн грн. Для сравнения — в январе-феврале 2012 года страховщики привлекли 352,5 млн грн. Февральский рост премий страховщики объясняют вступлением в силу с 5 февраля поправ
ок в закон об ОСАГО, которые изменили правила начисления выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших. Большинство СК начали применять повышающие коэффициенты при определении цены полиса. Кроме того, в начале февраля комитет по тарифной политике МТСБУ поддержал инициативу дирекции бюро и рекомендовал страховщикам при заключении договоров ОСАГО либо не использовать минимальные повышающие коэффициенты, либо повысить их на 20%.
Правда, по итогам года участники рынка не ожидают роста премий: для добросовестных клиентов используется система скидок за безаварийную езду, что нивелирует прирост платежей. На таком положительном фоне беспокойство участников рынка вызывает статистика по возмещениям. Согласно официальным данным, страховщики стали лучше платить: за два месяца выплаты снизились на 8,1% (до 144,4 млн грн), в то время как в январе падение составило 9,2%. Но достижение таких показателей стало возможным только благодаря занижению начислений и отказам в возмещениях: за год средний размер выплаты снизился с 9876 грн (по итогам двух месяцев 2012 года) до 9088 грн (за аналогичный период 2013-го).
«Объективных причин для снижения выплат нет: цены на запчасти не снижались, не пересматривали стоимость своих услуг и станции техобслуживания», — отмечает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Отчасти эта тенденция объясняется «старением» автомобилей: возраст большей части застрахованных транспортных средств превысил пять лет, что требует учета их износа.
«Но, по нашим наблюдениям, некоторые участники рынка начали по максимуму учитывать износ автомобиля даже в тех случаях, когда делать этого и не нужно было», — отмечает председатель правления одной из СК.
По словам источника в МТСБУ, в конце 2012 года уровень отказов составлял 12%, теперь показатель еще выше. С начала года на 10% выросло и общее количество неурегулированных дел. Как сообщает издание, в январе-феврале даже у некоторых лидеров в сегменте ОСАГО количество неурегулированных дел выросло на 50%. Еще более, чем отказ в возмещении, опасной тенденцией является то, что на фоне роста заявленных страховых случаев на 2,4% объем начисленных выплат в январе-феврале снизился на 3,5%. По мнению участников рынка, это свидетельствует о накоплении задолженности страховых компаний.
Ранее сообщалось, что МТСБУ предложило страховщикам отказаться от использования минимальных повышающих коэффициентов при определении цены полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев, что увеличит самые дешевые полисы минимум на 20%.