В законопроекте N2773 «О внесении изменений в Таможенный тариф» народного депутата Анатолия Кинаха (Партия регионов) предлагается обнулить введенную с 1 января 10-процентную ввозную пошлину на тележки всех типов, крюки и зацепные устройства, а также буферы. По словам господина Кинаха, введение пошлин было поспешным шагом.

«Украина благодаря им получила всего несколько миллионов гривен, но бюджет не досчитался намного больше из-за повышения себестоимости и снижения спроса на вагоны на экспортных рынках на 20%. Мы рассчитываем на поддержку этой инициативы парламентом. Принятие законопроекта будет способствовать повышению конкурентоспособности украинской продукции на внутреннем и мировом рынке»,— говорит автор законопроекта.

В пояснительной записке к документу приводятся пример, что второй по величине производитель вагонов в стране — Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) — вынужденно покупает импортные комплектующие, поскольку отечественное литье покрывает нужды лишь на 40%.

«Если доля импортного литья КВСЗ останется на уровне 60% в 2013 году, то экономия для завода от обнуления пошлин может составить порядка $10 млн»,— говорит старший аналитик ИГ «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко.

Директор по экономике, финансам и перспективному развитию КВСЗ Игорь Манаенков говорит, что доля перечисленных комплектующих в себестоимости производства вагонов составляет порядка 30-40%: «Когда наш основной поставщик литья — Кременчугский сталелитейный завод — был остановлен, нам пришлось резко увеличить импорт, а пошлина снизила нашу доходность. Если Кременчуг нас обеспечит продукцией, то нам не стоит переживать из-за пошлин, но если их отменят, завод сможет закупать продукцию по более выгодным ценам». Председатель правления Стахановского вагоностроительного завода (СВЗ) Виталий Касинов говорит, что продукция его предприятия подорожала в среднем на 2%, или $1,5 тыс. за вагон. А это существенно с учетом заметного снижения спроса на вагоны в СНГ.

По данным ИК Dragon Capital, в I квартале 2013 года «Азовобщемаш» сократил производство грузовых вагонов на 22%, до 3,3 тыс., КВСЗ — на 21%, до 1,85 тыс., СВЗ — на 49%, до 675 шт., а «Днепровагонмаш» — на 73%, до 592 шт., всего было выпушено 7,6 тыс. вагонов (-36%). Старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко напоминает, что основной причиной снижения спроса является спад перевозок металлургической и горнодобывающей отраслей в СНГ: «Импортное литье традиционно дешевле украинского. Пошлина могла сравнять его цену с отечественным».

По подсчетам Алексея Андрейченко, сейчас импортная пошлина понижает валовую рентабельность производства грузовых вагонов на 3 п.п. «На большинстве вагоностроительных заводов это сводит рентабельность к нулю»,— говорит он. По словам эксперта, отмена пошлин необходимо, так как на продукцию Кременчугского сталелитейного завода часто вводят запрет в России. В этот период для производства вагонов можно покупать только импортные комплектующие.

Андрей Леденев