Он назвал «нулевыми» шансы на создание евразийского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе украинского трубопровода, назвав главной причиной отсутствие достаточных объемов нефти для рентабельной работы этого проекта.
«Нет для него нефти, и в ближайшие 5-10 лет не будет»,- сказал собеседник агентства.
Щесняк заметил, что еще в 2003 году было понятно, что ЕАНТК не будет реализован после того, как принято решение о строительстве нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», который был введен в эксплуатацию в 2006 году.
Он заметил, что этот трубопровод, который, как и ЕАНТК, предназначен для поставок каспийской нефти в Европу, не используется на полную мощность из-за недостаточного количества нефти.
Эксперт назвал проект соединения «Одесса-Броды» с польской нефтетранспортной системой «трупом в шкафу», который время от времени вытягивают в политических целях.
«Если посмотреть на стратегические направления энергетической безопасности Польши, то действительно, власти сделали ставку на поставки с моря, а не с южного востока», — сказал он, комментируя подписанный на этой неделе контракт на строительство нефтетерминала в Гданьске.
8 апреля польская государственная нефтетранспортная компания PERN Przyjazn S.A. подписала контракт на строительство первой очереди нефтяного терминала на Балтийском море в Гданьске стоимостью около 130 млн долларов.
Весь проект, в рамках которого планируется построить резервуары для хранения нефти, нефте- и химпродуктов мощностью 700 тыс. кубометров, должен быть готов к 2018 году и обойдется около 260 млн долларов.
Глава PERN Марчин Москалевич сказал, что нефтетерминал и ЕАНТК могут взаимодополнять друг друга, назвав среди необходимых условий для реализации этого проекта гарантии поставок по трубопроводу — по крайней мере — 10 млн тонн нефти.
Справка
Польские НПЗ, которые ежегодно перерабатывают около 26-27 млн тонн нефти, львиную долю покупают у российских компаний, которые поставляют свой товар через северную ветку трубопровода «Дружба» проходящей через Беларусь и Польшу в Германию. Мощности польской нефтетранспортной системы в зависимости от участка позволяют ежегодно прокачивать от 27 до 50 млн тонн нефти, а построенный на Балтийском море нефтепорт — 37 млн тонн.
Идея ЕАНТК возникла еще в начале 1990-их годов, но построенный в 2001 году «Одесса-Броды», проектной мощностью 14,5 млн тонн, до сих пор ни разу не удалось использовать для поставок каспийской нефти в Европу.