На прошлой неделе ICIJ начал серию публикаций, над которыми более года работали 86 журналистов из 46 стран. Основой для расследования стал оказавшийся в распоряжении консорциума жесткий диск с 260 Гб информации об офшорах и их клиентах. Часть информации была повреждена или засекречена, что потребовало обработки данных с помощью компьютерных программ. В итоге в распоряжении журналистов оказалось около 2,5 млн документов, содержащих информацию о 120 тыс. подставных компаний, офшорных счетах и сомнительных сделках. В уклонении от налогов подозревается 140 тыс. человек из 170 стран.
Расследование ICIJ выявило целую отрасль, помогающую уклонистам прятать свои деньги. «Хорошо оплачиваемая индустрия бухгалтеров, посредников и других исполнителей помогала офшорным патронам скрывать их личные данные и деловые интересы, зачастую прикрывая отмывание средств и другие нарушения», — отметили в ICIJ. В их числе многие ведущие международные банки, которые помогали своим клиентам создавать подставные компании в офшорных зонах.
Одним из первых с обвинениями столкнулся немецкий Deutsche Bank. Более 100 сотрудников Deutsche Bank в Сингапуре до 2011 года обслуживали различные фирмы, расположенные в офшорах, в первую очередь на Британских Виргинских островах. «Вероятность того, что налоговая гавань используется в противозаконных целях, очень велика», — заявил эксперт по вопросам финансовой политики парламентской фракции партии «Союз90»/«Зеленые» Герхард Шик. По его мнению, речь может идти и об уклонении от уплаты налогов, и о коррупционных схемах.
Лидер банковского сектора Германии опроверг обвинения в свой адрес. «Deutsche Bank не предоставляет в офшорах никаких услуг типа налоговых консультаций или поддержки создания фирм», — заявил его официальный представитель. Его поддержал и глава Федерального союза немецких банков Андреас Шмитц, который подчеркнул, что у банков не имеется полномочий для проверки того, уплачены ли налоги с денег, переводимых в офшоры. Глава немецкого финансового регулятора BaFin Эльке Кениг заявил, что ведомство может начать собственное расследование, если получит достаточно оснований считать, что какой-то банк систематически нарушает налоговое законодательство.
Обвинения в свой адрес отвергают и ведущие швейцарские банки. UBS был вовлечен в создание 2,9 тыс. структур в различных налоговых гаванях. Его конкурент Credit Suisse (через «дочку» Clariden) помог создать 700 офшорных компаний. Оба банка активно работали с компанией Portcullis TrustNet, специализирующейся на создании офшорных схем «под ключ». TrustNet упоминалась в 30 судебных процессах об уходе от налогообложения с участием граждан США, в том числе осужденного за инсайд экс-главы хедж-фонда Galleon Раджа Раджаратнама.
В UBS заявили, что банк придерживается «высочайших международных стандартов» борьбы с отмыванием средств, а TrustNet был лишь «одним из более чем 800 провайдеров услуг», с помощью которых клиенты банка решали вопросы, связанные со своими активами и передачей их по наследству". Также там отметили, что с TrustNet активно работали и другие банки.
К услугам TrustNet прибегали французские банки, которые оформляли офшорные компании на ее сотрудников.
BNP Paribas помогал своим клиентам уходить в офшоры через свои дочерние компании в Сингапуре и Гонконге, а Credit Agricole действовал через швейцарскую «дочку». По данным BBC и The Guardian, 28 сотрудников TrustNet были номинальными директорами 21 тыс. офшорных компаний, отдельные из них «руководили» сразу 4 тыс. структур.
Credit Agricole отказался прокомментировать свои связи с офшорными структурами, сославшись на банковскую тайну. BNP Paribas подтвердил выводы Le Monde лишь частично, заявив, что участвовал в создании офшорных структур в прошлом, но уже прекратил эту деятельность. При этом в банке настаивают, что эти услуги не предоставлялись клиентам из стран континентальной Европы, где использование офшорных трастов запрещено. Наоборот, они помогали клиентам в Азии, где те вполне законно могли выводить деньги и компании в офшоры, чтобы передать их по наследству. Однако данные ICIJ свидетельствуют, что банк помогал уходить в офшоры клиентам из Греции.