Если Рада поддержит его законопроект, под запрет попадут 13 пищевых добавок. Это практически все ключевые сахарозаменители, включая аспартам, который могут потреблять диабетики, — в Украине их не выпускают. Использовать подсластители в пищепроме можно будет только в отдельных случаях: при производстве специальных и (или) детских продуктов питания, если Минздрав выдаст отдельное разрешение. Предупреждение о содержании эрзац-сахара должно занимать 15% площади этикетки.
Бобов в пояснительной записке ссылается на ряд научных исследований, которые доказывают вред таких добавок для здоровья, в частности, на их свойство вызывать онкозаболевания. «Также это позволит стабилизировать ситуацию на рынке сахара и сохранить в сахарной и смежных отраслях 15 000 рабочих мест», — считает депутат.
Автор законопроекта заботится не только о здоровье потребителей и отечественном производителе, но и о собственном бизнесе. Бобов является хозяином одного из крупнейших производителей сахара в стране — «Панда» (Черкасская область). В текущем сезоне его компания заняла седьмое место по объемам производства.Бобов является хозяином одного из крупнейших производителей сахара в стране — «Панда». В текущем сезоне его компания заняла седьмое место по объемам производства.
Согласно оценке председателя правления ассоциации «Укрцукор» Николая Ярчука, всего в Украину в сезон ввозится подсластителей в количестве, эквивалентном 300 000 тонн сахара. Это 17% внутреннего потребления.
Как в лоббистской организации сахаропроизводителей отнеслись к инициативе Бобова? «Разумеется, мы ее поддерживаем», — заявил Ярчук. По его словам, несмотря на то, что сахарозаменители рекомендуют диабетикам, есть много исследований, которые доказывают их вред для человеческого организма. «Цель защиты национального производителя в данном случае не является основной, — настаивает глава ассоциации. — Мы выступаем за то, чтобы был импорт качественного продукта и потребитель был предупрежден».
Сахарозаменители, которые могут попасть под запрет, применяются в первую очередь в производстве сладкой газированной воды — для того чтобы сделать ее дешевле. «Такие добавки используются в основном в безалкогольных напитках низкого ценового сегмента», — уточняет начальник отдела корпоративных коммуникаций компании «Оболонь» Оксана Пирожок.
Цены на сахар и аспартам отличаются даже не в разы, а на порядок. «На 1000 литров газировки нужно 400 кг сахара или два килограмма аспартама, — объясняет руководитель одной из компаний-импортеров подсластителей, попросивший не называть его. — В первом случае затраты составят 2000 гривен, во втором — всего 300 гривен».
Впрочем, если законопроект будет принят, то от добавок откажутся только локальные игроки. Международным корпорациям выгоднее прекратить в Украине производство. «Я, было, решил, что это первоапрельская шутка, — отреагировал на выход законопроекта директор по связям с общественностью «Кока-Кола Бевериджиз Украина» Андрей Бублик. — Рецепт «Кока-кола лайт» идентичен по всему миру, поэтому если мы не сможем завозить ингредиенты, то не будем выпускать здесь продукт». Единственный выход в таком случае — замещать производство импортом, что, опять-таки, удорожит напиток для конечного потребителя.
Автор законопроекта идет против мирового тренда: европейские и американские компании, выпускающие сладкие напитки, наоборот, стараются сократить количество сахара и снизить калорийность продуктов. Бублик подчеркивает, что добавки, которые использует Coca-Cola в Украине, применяются в большинстве стран, и их безопасность доказана. «Было бы очень интересно ознакомиться с исследованиями, на которые ссылается автор законопроекта», — иронизирует он.
Анна Ковальчук