Вчера межведомственная рабочая группа по соблюдению свободы слова и защите прав журналистов обсудила проблему разгосударствления государственных и коммунальных печатных СМИ. Этот процесс является одним из условий приведения отечественного законодательства к европейским стандартам. Помимо прочего, 21 марта президент Виктор Янукович поручил Кабинету министров подать в парламент до 5 апреля законопроект о разгосударствлении СМИ.
Пресс-секретарь президента Виктора Януковича и глава межведомственной рабочей группы Дарья Чепак сообщила, что в Кабинет министров уже подан законопроект, разработанный Госкомитетом по вопросам телевидения и радиовещания при участии НСЖУ. Он предусматривает разгосударствление медиа в течение пяти лет и финансовую поддержку из госбюджета «в порядке, установленном Кабмином». Вместе с тем в парламенте уже зарегистрирован законопроект на эту же тематику, подготовленный депутатами разных фракций. Он подразумевает разгосударствление медиа в течение четырех месяцев, их финансовую поддержку из местных бюджетов и обязательства собственников не сокращать штат на протяжении двух лет.
Глава НСЖУ Олег Наливайко, выступая на заседании, сообщил, что законопроект «согласован с общественными организациями, органами исполнительной власти».
— По законопроекту трудовой коллектив будет иметь приоритетное право выбора способа реформирования своей газеты. Кроме того, мы учли предложения о безвозмездной передаче коллективам имущества редакций,— поддержал глава Госкомтелерадио Александр Курдинович. При этом он заявил, что вопрос передачи имущества пока не согласован с Кабмином.
— Но это же один из главных вопросов! — воскликнул председатель глава Ассоциации редакторов комунальной прессы Константин Григоренко.— Пусть имущество будет передано трудовым коллективам хотя бы в долгосрочную аренду. И еще газете нужна финансовая поддержка, как минимум 70 тыс. грн в год.
— Средняя стоимость имущества в редакции газеты — 30-50 тыс. грн. Неужели государство не может передать его как стартовый капитал? — удивилась глава Ассоциации медиаюристов Татьяна Котюжинская. В ответ господин Курдинович напомнил, что окончательное решение в вопросах имущества и финансов все же принимает Кабмин.
Спор прекратила госпожа Чепак, предложив перейти к отчету МВД о расследовании нарушений прав журналистов. Заместитель начальника главного следственного управления МВД Олег Татаров сообщил, что в 2013 году милиция открыла 72 уголовных производства по преступлениям против работников СМИ. При этом он отметил, что большинство из них были закрыты из-за отсутствия состава преступления:
— Например, журналист районной газеты пытается пройти на заседание местного совета и говорит охране, что он депутат. Аккредитации у него нет, охрана его не пускает, на что тот пишет заявление в милицию.
Однако данные милиции не удовлетворили активистов. «Для чего нам такие правоохранительные органы, которые не защищают права журналистов?» — выкрикивала с места активистка движения «Стоп цензуре!» Наталья Соколенко. «Когда дело подпадает под ст. 171 УК — „нарушение прав журналистов“ — его практически всегда переквалифицируют или как хулиганство, или по другим статьям»,— возмущался юрист Института массовой информации Роман Головенко.
Участников дискуссии отвлек руководитель пресс-службы Кабмина Сергей Нагорянский, пообещав обеспечить журналистам на заседании правительства (3 апреля) беспрепятственный доступ к министрам.
Юлия Рябчун