Налоговые льготы при создании высокооплачиваемых рабочих мест помогут молодым специалистам устроиться на хорошую работу.
«Если мы говорим о цифре 3441 гривен за первое рабочее место, то для Украины это однозначно шаг вперед. Главное, чтобы был реально работающий механизм компенсации работодателю этих 50% единого социального взноса. Если сравнивать со средней зарплатой по Украине, то это хороший старт для специалиста на первом рабочем месте», — считает HR-директор портала rabota.ua Наталия Бровченко.
К сожалению, добавила эксперт, сейчас сложилась такая ситуация в регионах, когда уже более опытные специалисты получают такую зарплату. «Поэтому, если работодатель сможет обеспечить первое рабочее место с зарплатой почти в 3500 гривен, то, на мой взгляд, это хороший шаг. Плюс, работодатели не с такой опаской будут брать к себе на работу молодых специалистов. Мы сможем увидеть позитивную тенденцию, когда больший процент молодежи начнет легче устраиваться на хорошую работу», — отметила она.
Тем не менее, формулировки постановления Кабмина достаточно непростые и оставляют много открытых вопросов.
«Например, не совсем понятным остается вопрос сроков получения компенсации работодателем. Так, постановление устанавливает срок подачи работодателем заявления на компенсацию и ограничивает периоды, в течение которых задействованные в процесс государственные органы должны проверить достоверность данных, отображенных в заявлении, и принять решение о выплате компенсации», — рассказала менеджер группы Human Capital компании «Эрнст энд Янг» Оксана Лапий.
Непосредственно не указан срок выплаты компенсации органами Пенсионного Фонда, а сказано лишь, что «выплата осуществляется ежемесячно на основании отчета на протяжении 12 календарных месяцев после завершения аналогичного периода с момента заключения трудового договора».
Тем не менее, Оксана Лапий подчеркнула, что неоднозначность положений законодательства — явление для нас привычное и опыт показывает, что какие бы разночтения и двоякие трактовки не возникали в процессе правоприменения, рано или поздно сформируется определенная практика, и появятся ответы на вопросы, не адресованные в нормативном акте.
«Безусловно, та практика, которая складывается, не всегда работает на пользу бизнеса, и данный случай, скорее всего, не станет исключением. Тем не менее, по моему мнению, даже при условии неблагоприятных трактовок отдельных спорных вопросов государственными органами, в целом, положительный характер нововведения не изменится, поскольку работодатели имеют шанс получить существенный экономический стимул», — считает она.
В тоже время, Олег Нечеса, руководитель практики «Организационное проектирование» консалтинговой компании «Джаггер», считает, что нововведение будет способствовать выходу бизнеса из тени.
«В целом инициатива Кабмина интересна, но эффектом от неё в большей степени будет не создание новых рабочих мест, а выход бизнеса из тени. Соответственно для работодателей — это своего рода стимулирующий инструмент официально подтвердить фактические рабочие места и уровни заработных плат выше средней по Украине», — считает он.
По словам эксперта, при работе такой инициативы «теневой» эффект для бизнеса практически ликвидируется — это и послужит увеличением поступлений в бюджет. «А также простимулирует бизнес на выполнение законодательных требований в части найма и оплаты труда персоналу, тем самым приведёт к повышению социальной защищённости работников», — подчеркнул Олег Нечеса.
Но, по мнению Оксаны Лапий, кардинально картина уровня занятости вряд ли изменится. «Недобросовестные работодатели, вероятнее всего, в силу этой нормы не перейдут на легальные заработные платы, поскольку выплата зарплат „в конвертах“, несмотря на наличие нынешней льготы, возможно, будет обходиться им дешевле. Да и главным двигателем создания новых рабочих мест скорее будет оставаться бизнес необходимость, а не возможность получить льготу», — отметила она.
Специалист считает, что данная льгота послужит скорее поощрением для добросовестных работодателей (которые и в ситуации отсутствия каких-либо льгот создавали рабочие места, выплачивая при этом легальные зарплаты), тем не менее, такая роль нововведения не должна быть недооценена.
Что же касается того, что работодателям станет дешевле создавать рабочие места, эксперты в этом сомневаются, потому что стоимость рабочего места — это не только заработная плата.
«Сюда включается и аренда офиса, оборудование, программное обеспечение. Это и инвестиции в обучение сотрудника своими силами. К сожалению, современное образование дает выпускнику только теоретическую базу. И это, как правило, книжная теория. В процессе обучения разбирается очень мало кейсовых моментов. Следовательно, чтобы молодой специалист успешно приступил к работе, его нужно обучить. А обучают у нас, как правило, руководители. Их же время стоит намного дороже, чем 3500 гривен. При этом руководитель отвлекается от основной работы, от того, что непосредственно приносит деньги компании. Инвестиции в молодежь — это хорошо, но надо понимать, что это и не дешево», — подчеркнула Наталия Бровченко.