Послание — не просто идеи первого лица, а ориентир для правительства при разработке бюджетной резолюции на следующий год и корректировке закона о госбюджете на год текущий. По словам представителя президента в парламенте Юрия Мирошниченко, разработка документа находится на завершающей стадии.
В распоряжении источника оказался проект послания. По словам источника в Администрации президента, близкого к процессу разработки документа, основные тезисы своего обращения Янукович может озвучить уже к концу недели. Правда, сделает он это лично, или в режиме видео-связи с депутатами — пока неизвестно.
Источник в АП рассказывает: над текстом послания на этот раз трудились не только сотрудники Национального института стратегических исследований при президенте, который традиционно занимается разработкой документа, но также сотрудники АП и Кабинета министров.
В итоге документ, который воедино сводил директор института Андрей Ермолаев, получился противоречивым. Почему? В АП, рассказывает источник, разработку документа курировала первый замглавы этого ведомства Ирина Акимова. В Кабмине — премьер-министр Николай Азаров. «Акимова исповедует либеральный подход и настаивает на дерегуляции, а Азаров наоборот исповедует принципы ручного управления», — говорит источник.
Косвенно правоту его слов доказывает отсутствие в проекте документа, которым располагает источник, одного из самых важных разделов — о бюджетной политике. Его, утверждает источник, пока не утвердили из-за серьезных разногласий между правительством и АП.
Ермолаев комментировать содержание послания президента и процесс его создания отказался, посоветовав дождаться официального обнародования документа. Источник представляет ключевые тезисы проекта послания президента.
Экономполитика и регулирование
Ликвидация двойной (бухгалтерской и налоговой) отчетности при рассчете и администрировании налоговых платежей.
Разработка и утверждение Программы развития внутренней торговли до 2016 года.
Создание Фонда финансирования покупки технологий, который будет частично компенсировать расходы промышленных предприятий на покупку передовых производственных технологий.
Разработка механизмов компенсации банкам за счет Госбюджета части процентной ставки при кредитовании сезонных закупок сырья и материалов предприятиями.
Создание должности «инвестиционного омбудсмена». Его задача — гарантировать защиту прав инвесторов и предоставлять помощь в решении спорных вопросов.
Предотвращение резких валютно-курсовых колебаний.
Расширение и диверсификация источников международных резервов НБУ.
Продление запрета на валютное кредитования физических лиц.
Создание единой государственной информационной системы по сбору и обработке данных о кредитной истории заемщиков (Государственного реестра кредитных историй).
Консолидация биржевой системы Украины.
Рассмотрение возможности перехода на режим курсообразования на основе «корзины» валют, взвешенной в соответствии со структурой валют рассчетов во внешней торговле.
Разработка закона о декларировании украинскими резидентами контроля над офшорными компаниями (Controlled Foreign Company) — в соответствии с нормами европейского законодательства
Принятие Административно-процессуального кодекса.
Установление стоимости каждой административной услуги.
Предоставление администравных услуг только органами исполнительной власти.
Выборы и референдум
Введение ограничений на финансирование политическими партяими избирательных кампаний.
Предоставление партиям, которые имеют фракции в парламенте, приоритетного права формировать персональный состав окружных избирательных комиссий.
Внесение изменений в законодательство о том, что народная законодательная инициатива реализуется путем внесения постатейно разработанного законопроекта на рассмотрение Верховной рады или путем всеукраинского референдума.
Законопроект может быть вынесен на рассмотрение парламента по требованию не менее 80 000 избирателей (что сопоставимо с количеством избирателей, достаточным для избрания нардепа в одномандатном округе).
Законы, принятые на всеукраинском референдуме можно менять не ранее чем через 5 лет или же конституционным большинством парламента следующего созыва.
В случае, если президент оглашает всеукраинский референдум о принятии законопроекта по народной инициативе, парламент может рассмотреть такой законопроект. Если парламент примет документ, то референдум не проводится. Изменения в закон принятый таким образом вносятся в порядке определенном для законов, принятых на всеукраинском референдуме.
Внедрение механизма народного вето — возможность отмены на референдуме законов, принятых Верховной радой.
Внедрение института конституционной жалобы — гражданин может обращаться в Конституционный суд в случае нарушения его конституционных прав госорганами.
Бюджетная политика
Продажа государственных пакетов акций, которые не позволяют влиять на работу предприятий.
Внесение изменений в Бюджетный кодекс, направленных на усиление прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, изменения в акцизном налогообложении, налоге на недвижимость и т.д.
Внедрение адресного подхода к предоставлению социальной помощи, разработка проекта закона о социальном инспектировании для контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной помощи.
Обеспечить равенство условий при начислении пенсий вне зависимости от года их назначения.
Реформа правоохранительных органов
Создание в структуре МВД экономической милиции. Наделение ее полномочиями налоговой милиции по проведению оперативно-разыскной деятельности в делах о финансовых, налоговых и таможенных преступлениях.
Создание в структуре МВД департамента досудебного следствия. Передача ему соответствующих полномочий прокуратуры.
Изменение правового статуса военной службы правопорядка при Минобороны. Сфера ее компетенции — предотвращение и выявление некоторых видов преступлений в вооруженных силах и других военных формированиях, проведение оперативно — розыскной деятельности.
Создание национального бюро расследований. Оно должно быть создано на базе следственных подразделений Генпрокуратуры Украины, прокуратур областного уровня и части оперативных подразделений УБОПа и главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
АПК и земельная реформа
Увеличение расходов госбюджета на социально-экономическое развитие сельских территорий (не менее 1% от ВВП).
Разработка и внедрение механизма распределения части доходов от экспорта сельхозпродукции на нужды развития сельских территорий, повышение доходов сельского населения.
Формирование законодательной базы в земельной сфере.
Работа над формированием кадрового резерва в АПК.
Индустриализация сельского хозяйства в части производства мяса и молока.
Обеспечение сельхозкооперативам доступа к кредитным ресурсам, в том числе с помощью земельного банка.
Развитие органического производства, в том числе благодаря предоставлению субсидий фермерам.
Развитие аграрных кластеров. Утверждение концепции создания кластеров в Украине. Создание условий для деятельности кластеров.
Максим Каменев, Дарья Марчак, Екатерина Сыченко