По его словам, цифра потерь урожая зерновых будет двузначной, т.е. сельхозпроизводители недосчитаются минимум десятой его части. Директор Гидрометцентра Николай Кульбида констатирует, что в сложившихся условиях падение урожайности неизбежно: «Потери урожая возможны в пределах 15-18%».
В начале января Минагропрод прогнозировал урожай в 2013 году на уровне 50 млн тонн, что на 8% больше, чем в 2012-м (46,2 млн тонн). С учетом потерь, нанесенных снегопадом, результат будет не более 41-42,5 млн тонн.
Эксперт аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Тарас Высоцкий говорит, что аномальные осадки навредили не всем – в некоторых регионах влаги в почве не доставало, соответственно, там снегопад создал позитивный эффект. «В целом потери озимых могут составить около 500 000 га, что в принципе является нормальным показателем для наших климатических условий», – подчеркивает он.
Снегопад нанес урон не только зерновым. В Крыму из-за снижения температуры погибла часть цветений косточковых, в первую очередь – персик и абрикос. «В зависимости от дальнейших погодных условий и текущей степени повреждения цветений недобор урожая крымских садоводов может составить 20-25%», – поясняет Тарас Высоцкий.
Потери урожая от мартовского снегопада – беспрецедентный случай в истории украинского АПК, хотя ущерб сельхозпроизводителям погода наносила неоднократно. За последнее десятилетие было зафиксировано еще три мощных катаклизма.
– В 2012 году аномально засушливая осень и морозы в феврале привели к снижению урожая озимых зерновых в Украине на 43%, или на 11 млн тонн.
– В 2010 году невиданная засуха охватила весь Черноморский регион, украинские аграрии собрали 39,3 млн тонн зерна, потеряв 14% по сравнению с результатом 2009 года.
– Аграрной катастрофой стал 2003 год – урожай не достиг даже 23 млн тонн. Успев экспортировать часть зерна, Украина была вынуждена завозить его обратно – по ценам в полтора раза выше, чем продавала.
Анна Ковальчук