В пятницу глава Госинвестпроекта Владислав Каськив заявил, что аренда плавучей платформы для LNG-терминала будет стоить Украине $60 млн в год. Платформу планируется взять в аренду у американской компании Excelerate Energy.

«Благодаря этому уже в следующем году у нас будет возможность поставлять в Украину газ в объеме до 5 млрд кубометров»,— сказал он.

Проект LNG-терминала является ключевым для реализации намерений правительства по диверсификации поставок газа. Благодаря ему планируется переваливать до 10 млрд кубометров в год. Приблизительная стоимость проекта — 846 млн евро. Ранее Украина заключила соглашение с Азербайджаном об импорте 10 млрд кубометров газа в год на первом и до 20 млрд кубометров на втором этапе сотрудничества.

Однако столь высокая стоимость аренды платформы отразится на конечной стоимости топлива. «В себестоимости перевалки газа в терминале стоимость аренды платформы составит $12 за тысячу кубометров,— говорит источник «Ъ» в Минэнерго.— Если к этому добавить налоги, наценку и себестоимость подготовительных работ, тариф вырастет до $25–30». По словам источника в Минэнерго, катарский сжиженный газ при его поставке в Украину, исходя из текущей цены на спотовом рынке, обойдется в $370–380 за тысячу кубометров, тогда как цена российского газа в I квартале составит $406 за тысячу кубометров.

Не решен пока и вопрос транспортировки газа через Босфор, добавляет директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Сейчас движение танкеров через Босфор и Дарданеллы налажено из Черного моря в Средиземное, а не наоборот. Договориться о прохождении газовозов в обратном направлении — это уже проблема»,— говорит господин Марунич. Он отмечает, что загрузка Босфора сейчас максимальная, а Россия и Азербайджан уже давно пытаются выбить расширение количества прохода танкеров и не могут этого сделать.

Поэтому в вопросе диверсификации поставок газа Украине следует делать ставку, прежде всего, на увеличение его добычи внутри страны, считает народный депутат Сергей Пашинский («Батькивщина»). «LNG-терминал действительно нужен как средство для получения более сильной позиции в переговорах с Россией и возможность диверсификации поставок газа в случае перебоев в его поставках со стороны «Газпрома»,— говорит господин Пашинский.— Но глобально решить проблему с помощью терминала невозможно как в силу небольших объемов перевалки газа, так и вследствие высокой цены получаемого в результате топлива».

Олег Гавриш